Шесть поселков на севере Челябинской области - Шемаха, Арасланово, Межевой, Ташкиново, Сказ и Табуска - могут попасть под ракетопад.
Недавно Роскосмос озвучил информацию о том, что траектория взлета баллистических ракет с космодрома Байконур будет изменена, и уже в следующем году отделяющиеся ступени ракет будут падать на Челябинскую область. По прогнозам специалистов, местом приземления космических объектов должен стать лес, но риск того, что кусок металла может упасть на огород или крышу дома остается. Так, на Горном Алтае, где ракетопад продолжается уже несколько лет, оплавившиеся осколки приземлялись и на возделываемые фермерские поля, и на грядки селян, и даже на их дома...
Если Байконур ошибется...
До деревенек, что находятся у Бардымского хребта, ехать далековато - от Челябинска, где "космическая" проблема кажется такой далекой и нелепой, до Шемахи, ближайшей точки, отмеченной Роскосмосом на карте Южного Урала, почти 250 километров завьюженной дороги, петляющей между полями и непроходимыми старыми ельниками.
Таких деревень, как Шемаха, в России сотни, а то и тысячи. Зажиточные, добротные свежевыкрашенные дома семей побогаче соседствуют с покосившимися домишками бобылей да заброшенными избами. Народу на улице днём немного, в основном женщины да старики.
- Работы здесь мало. Главное предприятие, леспромхоз, к себе всех устроить не может. Вот мужики у нас поголовно и едут работать вахтовиками то на Север, то в Свердловскую область, - говорит Лилия Николаева, приехавшая в Шемаху из соседнего Арасланово (кстати, деревня эта также входит в группу риска). В этой небольшой татарской деревушке про новости с Байконура слыхом ничего не слыхивали. И наша собеседница искренне удивляется.
- Ракеты? Ну, телевизор у нас кажет плохо. Газеты из города приходят редко, а свои местные пишут только про удои да местные сплетни...
Зато шемахинцы - в отличие от своих соседей - в курсе решения Роскосмоса. Женщины, которых мы встретили у сельского магазина, боятся: а вдруг ступень ракеты упадет не в лес, а на поселок? А вдруг на Байконуре ошибутся, траектория полета изменится - и этот космический "металлолом" угодит прямо в дома людей?
А Валентина Васильевна Борисова, которая больше 40 лет проработала в шемахинской больнице медсестрой, переживает, что и без того хворое население теперь будет болеть еще чаще.
- Вон, говорят, в Нижних Серьгах онкобольных уже стало в два раза больше, - сокрушается женщина. - Вот тебе и космос! Нам этого добра не надо, грязи и так много! У нас же хотят карьер щебеночный открыть! С земли нас будут "губить". А теперь вот еще и из космоса?!..
Космические шоумены
Завидев нашего фотографа с камерой, пытающегося снять сельскую картину, к нам подъехал возмущенный мужчина.
- Ну чего вы снимаете-то! Вы поймите, деревня не погибает, у нас всё в порядке! - буквально кипит от возмущения шемахинец. - Да, на санях иногда ездим. И что? Тут и машины есть у многих, и снегоходы! Вы бы лучше природу сняли! Это последнее, что у нас осталось и что мы теперь боимся из-за этих ракет потерять! Этот уголок не хуже Альп!
Юрий Бурлаков работает на местной телевышке. Боевой, активный - таких бы побольше в российскую глубинку, чтобы порядок был. Юрий Алексеевич - мужик образованный, говорят соседи. Он уже где-то прочитал и им рассказал о том, что межконтинентальная баллистическая ракета РС-18 в длину имеет размер 24 метра и весит 105 тонн. О том, что в советское время она несла боевое дежурство, а теперь используется исключительно в мирных целях - выводит на орбиту метеорологические спутники.
- Роскосмос говорит, что наша экология не пострадает от ракетных осколков, но это неправда! - вздыхает Юрий Алексеевич. - На Алтае вон рассказывают: и падёж скота уже был, и болезни страшные у людей ни с того ни с сего появляются, и леса с реками опустели - ни рыбы, ни зверья...
Из курса школьной химии, хоть и проходил его больше 30 лет назад, Юрий знает, что гептил - яд первого класса опасности, наряду с боевыми отравляющими веществами. Это топливо, например, токсичнее всем известной синильной кислоты в шесть раз. Ещё больше его, коренного жителя Шемахи, возмущает то, что нашлись дельцы, которые хотят на их экологической беде заработать.
- У нас здесь две реки - Шемаха и Уфа. Можно сплавы организовывать летом. А за Сказом - две пещеры. Одна обычная, а вторая ледяная. Вот куда людей надо возить, - снова заводится Юрий. - А они задумали космический туризм! Возить туристов смотреть на то, как осколки будут падать на деревни! Куда это годится! Может, для них это и будет шоу, а для нас это настоящее горе!
Мы хотим жить!
В поселке с диковинным названием Сказ, что находится ещё севернее - почти на границе со Свердловской областью, местные жители говорят, что здесь у них и без ракет "добра" хватает. Вроде бы много лет назад заезжие геологи своими приборами землю "прощупали" и поставили свой диагноз - залежи урана. Уж правда это или нет, нязепетровские сказовцы не знают. Но редким гостям про уран обязательно рассказывают.
Старожилка Сказа баба Маруся, в валенках, шали, в выбивающемся из-под плаща переднике, бодро шагает в нашу сторону.
- Ой, батюшки, так ведь пожить ещё хочется! А чего сейчас не жить? Путин денег дает, в магазинах всё есть! - всплескивает руками белая как лунь бабушка и убирает выбившиеся седые пряди под шаль. - Мне 20 февраля 88 лет будет. И ещё бы 120 лет с удовольствием прожила! Потому никаких ракет здесь не хочу!
Мария Михайловна помнит Сказ с самого его основания, когда деревеньки-то как таковой ещё не было, а лишь стояли пять домов, две казармы трудармейцев да казенная баня. Потом дела заладились. Лес здесь хороший: отсюда заготовленную древесину отправляли во все уголки Советского Союза - леспромхоз работал в три смены... Загибаться поселок начал во время перестройки. Сегодня от добрых времен, по словам бабы Маруси, в поселке остались только воспоминания. На десяти занесенных сугробами улицах больше половины домов - заброшенные. В вечерних сумерках эти с заколоченными окнами избушки, которые уже повело от времени, стоят одинокими призраками. Сейчас на весь Сказ вместе с дачниками - человек 100-120, не больше. Да и то в основном старики.
- Прихворнула я маненечко. И мне кажется, это экология виновата, - жалуется баба Маруся. - Раньше и воздух чище был, и водица. А что же будет-то с нами, коли ракета упадёт? Вот ведь напасть какая!..
Представления стариков о возможном приземлении космических осколков иллюзорны. Какие ракеты, когда будут пролетать, чем опасны их первые ступени - они себе с трудом представляют. Никто из чиновников пока не удосужился приехать сюда и всё им объяснить. Из "больших людей" сюда вообще никто не заглядывает ни летом, ни зимой. Во-первых, дорог нет, во-вторых - поводов. Хотя сказовцы опасаются, что благодаря Роскосмосу с его ракетами, повод скоро появится и к ним зачастят.
- Пущай приезжают! Мы их гостеприимно встретим, потолкуем о ракетах. Ведь нам-то космическая слава не нужна! Пусть на Кремль пускают свои ракеты! А мы хотим жить! Так и напишите!
КОММЕНТАРИЙ
Светлана Костина, заместитель министра по радиационной и экологической безопасности Челябинской области: - Части ракет, которые планируется приземлять на нашей территории, в плане экологического воздействия на окружающую среду безопасны. Что касается угрозы для жителей района попасть под падающие обломки, то население ближайших деревень о пуске будут предупреждать за месяц до самого события. Информацию, само собой, сначала получат администрация Нязепетровского района и правительство области. Место падения ступеней будет заранее оцеплено, чтобы перекрыть к нему на это время любой несанкционированный доступ. Сразу после приземления осколков начнутся работы по их поиску и вывозу из района падения. Исключением может стать тот случай, если к месту падения невозможно будет пробраться. Каждый раз до и после пуска ракет специалисты будут вести мониторинг экологической ситуации в районе.
СПРАВКА
Нязепетровский район расположен в северо-западной части Челябинской области. Это один из немногих экологически чистых районов нашего региона. 70% его территории покрыто лесами. Население района - 21 500 человек. Площадь - 3 459 кв. км. В составе района 28 населенных пунктов.
Смотрите также:
- Как выжить нашему селу? Южноуральские деревни ранили - агрогорода не построили →
- Юные казаки таяндинской школы победили контрактников →
- Красно-белая вражда →