210 лет назад на Южном Урале нашли золото. Вошедшие в легенды богатства уральских недр не торопились распахиваться перед первооткрывателями. И дело не только в примитивной технике и недостатке знаний, свойственных началу освоения нашего края. К примеру, рудознатца Степана Чумпина за его изыскательские успехи "благодарные" местные жители вообще сожгли заживо. По той причине, что за "геологами" того времени неизбежно приходили заводчики, воинские команды, и, как говорится, начиналась в этих местах "совсем другая жизнь"...
Помогла война 1812 года
В 1797 году поисковая партия оберберггауптмана 3 класса Евграфа Мечникова открыла месторождение золота около Миасского медного завода. Эту дату и принято считать началом южноуральской золотой лихорадки. Но дело на государственных шахтах шло плохо. Золото добывалось каторжным трудом ссылавшихся сюда за провинность работных людей со златоустовских и других заводов, начальство тоже не горело рвением. Зато война 1812 года и застой в экономике России дали толчок к развитию золотого промысла, охватившего Челябинский, Троицкий и Верхнеуральский уезды.
В 1815 г. добыча прервалась на 8 лет, но потом управитель Миасского завода Порозов обнаружил золотые россыпи на берегу реки Миасс и ее притоков, особенно на речке Ташкутарганка. В 1824 г. здесь побывал Александр I, в честь которого богатейший рудник, где из горсти песка намывали по 1-2 грамма, наименовали Царево-Александровским. В дальнейшим этот прииск с большевистской решительностью переименовали в Ленинский, но на тот момент его императорское величество весьма порадовался и названию, и получаемым прибылям. Даже, войдя в азарт, собственноручно перелопатил аж 22 пуда песка. Килограмм десять его вместе с "царскими" кайлом и лопатой хранились потом в Златоусте, в здании арсенала.
А жизнь на прииске после трехдневного отдыха, пожалованного государем, пошла своим чередом. Золото на месте переплавляли в 36-килограммовые слитки и, собрав 5-6 штук, конвоем отправляли на хранение в Златоуст. Впереди ехал отряд казаков с пиками, отгоняя подальше всех встречных. За ними следовала повозка с государственным флагом, плотно окруженная солдатами горнозаводского батальона (ружья заряжены, штыки примкнуты), сзади опять казаки... 50 лет этот порядок соблюдался неукоснительно, хотя ни разу не было ни малейшего повода опасаться нападения. В Златоусте золото сдавали в казначейство. Раз в год накопившееся богатство отправлялось в Екатеринбург, а оттуда с общим караваном всего сибирского золота в столицу.
Пророчество императора
С Царево-Александровским прииском связана самая известная история о счастливом (или "несчастливом" - как посмотреть) случае, связанным с золотой лихорадкой на Южном Урале.
...Холодное и дождливое утро 26 сентября 1842 г. не предвещало сенсаций. Поднятые в 6 утра обитатели рабочих казарм, кряхтя, натягивали отсыревшую одежду и под барабанный бой тянулись на построение. Окончив перекличку, артели побрели на работы. Там начальника прииска инженер-поручика Шумана и нашел сторожевой казак:
- Никифор Сюткин самородок нашел...
- Пусть сюда тащит.
- Едва ли он принесет...
- Что за вздор!? - прикрикнул инженер-поручик. И осекся, начиная понимать...
- Огромный он дюже. Сюткин его через силу с места сдвинул.
Из грязной глинистой ямы еще извлекали самородок, а новость уже облетела весь прииск - работа замерла. Все удивлялись счастью тихого парня из Миасса. Невысокий, голубоглазый и с веснушками - больше о внешности Сюткина сегодня ничего неизвестно.
Самородок, прозванный "Большим треугольником", вытянул на 36,02 кг и на момент находки был оценен в 28146 рублей 66,5 копеек. Из этих денег Никифору была положена награда - 15 копеек с золотника, то есть 1266 рублей 60 копеек. Рассказывали, что император Николай I, оторвавшись от разглядывания золотой глыбы, вздохнул: "Жаль, деньги, выдаваемые за такие редкости, редко идут на пользу..."
Начальник уральских горных заводов генерал Глинка рассуждал схоже: "Так как заводский человек Сюткин в настоящее время несовершеннолетний, к тому же сумма эта, по ограниченности его потребностей, может быть растрачена им совсем непроизводительно, то я признаю за полезное выдать ему на руки только 66 рублей 60 копеек, остальные же деньги положить на хранение в государственный банк и по мере накопления процентов ежегодно ссужать ими Сюткина".
А Никифор, доселе за каторжный труд получавший 3 копейки в день, устроил многодневный кутеж сотоварищи и "всем Мияссом". Он сделался знаменитостью, за ним бегали по улицам. И, конечно, заводские свахи получили сразу несколько десятков заказов. Большое будущее и повышение, которое прочили Никифору, как-то не задалось, зато женатым человеком и отцом семейства он оказался моментально.
После чего Сюткин начал изобретать всяческие предлоги, чтобы вытянуть из банка деньги. Получив 600 рублей "на строительство дома", вскоре Никифор опять начал изводить начальство прошениями.
- Хочу обзавестись хозяйством и нуждаюсь в остальных деньгах.
- Отказать! - лаконично отвечало умудренное опытом начальство.
- Родители наши состарились и пребывают в убогости...
- Отказать! Заводские работные люди в старости получают паек и пенсию...
В конечном итоге Сюткин надоел всем и ему выдали оставшиеся деньги.
С этого момента Никифор, словно в насмешку прозванный в Миассе "счастливцем", запил сначала "горькую", а потом и "мертвую". Запой, длившийся практически до конца жизни, прерывался лишь экзекуциями - отсидкой в "холодной" на хлебе и воде, поркой в приисковой конторе и т. п. Дело кончилось публичной и весьма жестокой поркой розгами на глазах всего прииска. Умер былой "счастливец" в нищете, всеми презираемый и забытый.
Так сбылось пророчество императора.
Ныне слава недр Южного Урала, увы, в прошлом. Давно срыта гора Магнитная, везут издалека медный концентрат, даже знаменитый малахит гостям дарят заирский. Утихла и "золотая лихорадка" в Миасской долине. Найденное же Никифором Сюткиным чудо природы до сей поры хранится в Алмазном фонде России, молчаливо свидетельствуя: не все в бажовских сказах было сказкой...
Смотрите также:
- Тайна улицы Вагнера. Много лет челябинские краеведы честно заблуждаются →
- Обаме надо поставить памятник. О русте и тайнах красных командиров →
- Дожить до утра. Житель Челябинска прошёл три войны и остался жив →