Трое Конюховых в одной лодке

   
   

Житель Миасса Сергей Конюхов гордится своей фамилией. Звучная, красивая, свободная. Ветер в паруса - и вперед, к новым вершинам. Тем более что с южноуральским тезкой опытом поделился лично кумир всех путешественников.

О СВОЕЙ экспедиции через Атлантику в составе команды того самого Федора Конюхова Сергей рассказал читателям "Аргументов и фактов".

Брюс Ли уберег от шторма

- НАШЕ знакомство состоялось в 2002 году, когда Федор готовился совершить уникальное одиночное путешествие по Атлантике на миасской гребной лодке "УралАЗ". На самом деле все это не случайно. Я никогда не был большим любителем ленивого отдыха на песочке, всю жизнь занимался спортом, а год назад прошел курсы парусного спорта московской школы "Капитан Поло", которые проводятся в спортивном клубе "Золотой пляж" на озере Тургояк. Когда выпал случай пообщаться с Конюховым, я был в восторге.

На экране он выглядит немного угрюмым, но на самом деле это очень обаятельный человек, в высшей степени деликатный, большой философ. Он и художник, и писатель, у него замечательная семья. Сын от первого брака Оскар - лучший друг и менеджер Федора. Он и прислал нам приглашение к участию в трансатлантическом плавании на яхте "Алые паруса".

Конюхов время от времени выступает организатором коммерческих путешествий, в которых могут принять участие непрофессионалы. На этот раз маршрут состоял из нескольких этапов: Англия - Канарские острова, Канары - остров Барбадос, Барбадос - Нью-Йорк, Нью-Йорк - Англия. Команда набиралась на каждом этапе. Я во что бы то ни стало хотел пересечь Атлантику - для яхтсмена это рубеж не ниже Эвереста. Тем более в такой компании. Поэтому решил присоединиться на отрезке Канары - Барбадос. Но в последний момент экспедиция едва не сорвалась.

Перед каждым мероприятием шкипер Конюхов советуется со своим метеорологом Ли Брюсом. Да-да, не смейтесь, так его и зовут. Ли авторитетно заявил, что в ноябре в Северной Атлантике будут доминировать мощные фронты с ветром 50+ узлов и начинать экспедицию опасно. Чтобы было понятнее, скажу, что 45 узлов соответствуют семибалльному шторму. К тому же в сторону Англии должен был направиться наделавший много бед ураган "Вилма". После долгих обсуждений приняли решение экспедицию отложить. Первая группа выдвинулись в декабре, а мы - сразу после Нового года. Кстати, потом не раз благодарили Ли Брюса, судьбу и предусмотрительность Конюхова. Через несколько месяцев в Северной Атлантике проходили гонки на яхтах. Одна из яхт рванула вперед, несмотря на прогнозы, и перевернулась во время шторма. На другой яхте волной за борт смыло одного из членов экипажа. Океан не прощает ошибок.

Под Южным крестом

- ПЕРВЫЕ дни путешествие было спокойным. Но уже на четвертый день сила ветра достигла 25-30 узлов, и мысль, что под тобой 6 км воды, заставляла сердце учащенно биться. У нас на борту было 2 спутниковых телефона, но на случай беды это слабое утешение. Вокруг на много тысяч километров - ни души, случись несчастье, помощь прибудет минимум через сутки.

Распорядок дня у команды самый что ни на есть простой: 4 часа вахта, 4 отдых. С нами путешествовали 2 женщины, совсем молоденькие, одной исполнилось 26 лет. Кстати, примета, мол, женщина - к несчастью, не совсем нами правильно понимается. Имеется в виду, что если у капитана есть женщина, то у него внимание притупляется, а среди одиноких членов команды зреет недовольство. А если серьезно, то наши девчонки держались молодцом. Только где-то на десятый день у одной из них сдали нервы: она подошла к нам со стеклянными глазами и сказала, что у нее, кажется, начинается депрессия. Мы ее очень хорошо понимали. Депрессию сняли после смены бутылкой виски. Следующую смену пришлось перенести. Но вообще-то на воде дисциплина строгая.

Конюхов оказался замечательным капитаном, очень спокойным и терпеливым. Оскар, молодой, горячий, мог иногда сорваться и прикрикнуть, но Федор ни разу не повысил голос. Даже когда во время моей смены яхту развернуло против ветра и буквально уложило на бок, он просто напомнил, что у меня жена и дети. Мол, аккуратнее, парень.

На воде есть свои правила поведения. Судна предупреждают друг друга об опасностях: однажды нам по рации передали, что на волнах качается здоровая катушка для троса. Наткнешься на скорости - мало не покажется. Опасались китов - эта громадина весом 25 тонн могла запросто перевернуть нашу посудину. Киты под водой ориентируются на звук, а под парусом движешься практически бесшумно. Мы видели спину кита на расстоянии 300 метров - при нашей скорости это минут пять движения.

На второй неделе плавания нервы и вправду начинают сдавать. Во-первых, замкнутое пространство. Конечно, у тебя есть уникальная возможность выкурить сигаретку на N-ой широте, глядя на Южный крест и бескрайние дали. Но потом опять вниз, а там - влажное белье, оно влажное постоянно, просушить простыни практически нереально. И гулкие удары волн и канатов по алюминиевым бокам яхты. Наверху не слышно, ветер уносит грохот. Но в каюте... это угнетает. Конечно, есть комфортабельные туристические судна, со звукоизоляцией, плазменными экранами и мягкой мебелью. Мы брали такую в аренду на Сейшелах, куда я привез семью после своего возвращения. Такие стоят на причалах в Турции, во всей Европе. Для иностранцев сейчас яхты - любимый вид отдыха. Да и не только для иностранцев. В рациях все чаще звучит русская речь. Но это только на туристических маршрутах. Тут другое. Тут любой "наворот" - дополнительный вес, для нас совершенно нежелательный. Ну и вся эта роскошь не способствует укреплению воли. У нас была иная задача.

В открытом океане я не купался. Не потому, что испугался или еще что... Просто там все как-то по-другому воспринимается, на этих широтах. Двое парней из нашей команды нырнули. Зато на крещенские праздники я искупался в парусе. Когда паруса приспущены, там образуется такая своеобразная емкость, вот туда я и окунулся. Ощущения невероятные. И воздух еще острее кажется. И такое особое чувство, какое даже в проруби не испытаешь. А потом мы причалили к Барбадосу. 16 с половиной суток прошло. Я так мечтал о твердой земле под ногами, а сошел - и чуть не упал. Примерно неделю меня штормило. И в первую же ночь я свалился с огромной двуспальной кровати в номере отеля. Ты когда на яхте спишь, то очень осторожно переворачиваешься. Тебя во сне качнуло влево - ты, не просыпаясь, сразу поворачиваешься вправо, под заданным углом, по ветру. Иначе упадешь. И тут я слишком резко скорректировал положение и скатился на пол. И вот тогда, наверное, понял, что на суше. Где вдоволь пресной воды, нет метровых волн, внезапных китов, где ты в безопасности... Я это понял - и теперь собираюсь в кругосветное путешествие.

Смотрите также: