Не так давно в южноуральском селе с населением 12 тысяч человек прошло солидное спортивное соревнование. Именитые спортсмены, приехав на Кубок Урала по мотоциклетному спорту, диву дались: как в глуши удалось организовать состязание такого уровня, и откуда небольшом населенном пункте трасса, соответствующая российским стандартам?
На занятия мотокроссом приходит полсела, кто-то участвовать, другие поболеть и полюбоваться. Фото из архива Александра Батырханова.
Энтузиаст местного мотоциклетного клуба 60-90-х годов Юрий Смагин смог возродить на селе мотогонки, собрать ребят и оборудовать высококлассную трассу. 72-летний пенсионер гордится: помогли все его бывшие ученики, которых некогда тренировал он сам. А один из спортсменов его команды, Сергей Сагитдинов, стал тренером сыновей своих друзей.
Хулиганам здесь не место
Мотоциклетная трасса чуть заснежена, но ее очертания хорошо видны и понятны: спуски и подъемы, резкие и плавные. Днем здесь тихо и безлюдно, слышно только, как дует ветер: на гору приходят тренироваться юные спортсмены ближе к вечеру, после школы, выполнив домашние задания.
Гора Каясан на окраине Миасского имела до некоторых пор дурную славу. Здесь выпивали вдали от ненужных глаз, собирались и наркоманы, местные и приезжие. Сейчас об этом и не вспоминают: снег чистый, мусора и бутылок нет. Столбы оборудованы камерами видеонаблюдения: хулиганам на спортивном объекте не место.
«Мы провели уже три серьезных соревнования, – рассказывает тренер мальчишек, сам когда-то занимавшийся мотоциклетным спортом, Сергей Сагитдинов,– Оборудовали трассу в соответствии с российскими стандартами, то есть вполне можем принимать соревнования на уровне страны.
Сагитдинов доволен: в некоторых местах трасса шириной до 30 метров, как того требует техника безопасности. Фото: АиФ / Надежда Уварова
На Кубок Урала приехали спортсмены из Башкирии, Перми, Екатеринбурга, Оренбурга. Нашим местным участникам от 5 до 64 лет. Надо было видеть, как на спуске не вписался в поворот самый юный, 5-летний мальчишка. Упал, корячится, тянет мотоцикл, что в пять раз больше его весит, я бегу к нему, думаю, – ох –и реву, – сейчас будет. Подсадил – и он помчался снова, еще быстрей, ни слезинки не упало. Мужчины разве плачут».
По словам тренера, машина для старта – так называется место, откуда отправляются мотоциклисты, – рассчитана на заезд сразу сорока участников. Ширина трассы – от 12 до 30 метров. Это – именно те параметры, которые отвечают требованиям организаторов крупных турниров к площадкам для гонок. В Миасском они соблюдены. Как? Своими силами, без привлечения сторонних специалистов и оплаты их недешевых услуг.
Сережка стал Сергеем Николаевичем
Администрация Миасского сельского поселения встречает непривычной тишиной. Тут нет очередей из посетителей, желающих попасть на прием к руководству, нет охраны, мимо которой не проскользнет и мышь. К спорту в селе трепетное отношение – это понятно со входа в здание.
На стенах – стеллажи с кубками, грамотами и медалями, на том месте, где в администрациях крупных городов висят портреты руководителей. Глава в своем кабинете, значит, примет любого, нет никакой записи и трехчасового приема по личным вопросам два раза в месяц.
«Полгода назад ко мне пришли местные жители Сергей Сагитдинов и Юрий Семенович Смагин, – говорит глава поселения Сергей Бердников. – Говорят, так, мол, и так, хотим воссоздать в Миасском мотоциклетный спорт, как в детстве было, как на это смотрите, можем на горе трассу оборудовать?
У меня был только один вопрос – надо ли это селянам? Найдем ли поддержку у людей? Они говорят, обошли полсела, все «за» двумя руками. Ну что, конечно, поддержу, Каясан давно у нас был больным местом, и патрулировали гору, и забулдыг гоняли – толку мало, одни уйдут, другие едут. А тут – и спорт для детей, и порядок на селе».
«Немного не так, – поправляет 72-летний Смагин. – Это сейчас Бердников стал Сергеем Николаевичем, носит костюм и сидит в кабинете. В 80-е вместе с другими пацанами бегом бежал ко мне в секцию, на «ИЖах» покататься.
Тогда он Сережкой был еще. Как озвучили мы с Сагитдиновым свою идею, смотрю, глаза загорелись у Сергея. Он всех мальчишек помнит, с кем в команде в детстве катался, им нынче в аккурат 35-40 лет, у всех сыновья растут. Чем их увлечь? Конечно, мотоциклами».
«А что взамен»?
«Семеныч», как зовут его сельчане, знает, о чем говорит. Когда он с женой переехал из Кустанайской области в Миасское, несколько лет проработал в милиции, на самой, что называется, нервной должности: воспитывал трудных подростков. Говорит, всегда они были, не только сейчас, те, кто уроки прогуливал, по темным дворам слонялся и пиво глушил трехлитровками.
Смагин ушел из милиции, став начальником местного ДОСААФ. Он понимал: обучаться на права молодым, конечно, здорово, но не каждый трудный подросток согласится ждать, когда ему исполнится 18, чтобы попросить у папки машину прокатиться по селу. Мало говорить: учись в школе, слушайся, не прогуливай, не дерись. Любой спросит: а что взамен? Хочется эмоций, веселья, здесь и сейчас. Надо было чем-то их увлечь, пацанов, особенно тех, кого любили называть «трудными».
И Юрий Семенович взялся за дело: организовал при местном техникуме клуб авто- и мототехники. Всеми правдами и неправдами, обивая пороги и написав горы заявлений, просьб и ходатайств, добыл технику – 7 картингов, 22 мотоцикла, два спортивных автомобиля и багги.
Мальчишки рванули в клуб «Кристалл», тот, кто недавно состоял на учете в детской комнате милиции, мыл и чистил помещение, выделенное под клуб, по локти в солярке лазал под «ИЖами», слушал, открыв рот, как Семеныч учит уму-разуму. Техника стала их кумиром. Родители детей не узнавали: в школе не осталось двоечников, старшеклассники не бегали за угол покурить, посещаемость занятий достигла почти ста процентов.
«До сих пор, – улыбается Смагин, – встречаю мам тех мальчишек, кто в мою секцию ходил. Говорят, спасибо вам, Юрий Семенович, не вы бы – мой сынок не в армию, а в тюрьму бы попал в аккурат в те годки».
Трассу сделали сами, – на том самом месте, где она и сейчас. Тогда дорога была чуть уже и короче, но и требования к ней не предъявлялись те, что сейчас. Дисциплина была железной: на соревнования могли претендовать только те, у кого не было проблем с поведением. В их числе был и Сергей Бердников, и Сергей Сагитдинов.
«А в 92-м рухнул Союз, – до сих пор Юрий Семенович вспоминает то время, как худшее в жизни, – мальчишки мои один за другим ушли в армию. Я уволился и ушел работать завгаром. А клуба попросту не стало, не было власти тогда, все растащили».
«Не просто так. За занятия сына»
«Так выпало, – говорят энтузиасты, – сейчас у нас подрастают дети, сыновья. Опять же тот самый переходный возраст, когда не знаешь, что лучше: то ли, чтоб ребенок дневал и ночевал за компьютером, не видя свежего воздуха, то ли, чтоб гулял побольше, что тоже проблематично, не связался бы с плохой компанией. Это сейчас мы строгие отцы, а себя каждый помнит, лет 20-30 назад иначе рассуждали».
Памятуя о своей страсти к технике, друзья детства взялись за дело, раз глава дал поддержку. Инициативный Семеныч обошел своих воспитанников. Большинство, говорит, в жизни многого добилось, среди его воспитанников есть и местные бизнесмены. Заходит к одному такому, излагает мысли, тот в ответ: что надо, говорите, помогу всем, чем смогу. У самого растет сын, возьмете тренироваться?
«Так, я пришел к своему мальчишке, что катался тоже, – рассказывает Смагин. – Он газовым оборудованием занимается, сейчас уж сорок лет ему почти. Говорю, собираю средства на машину для старта, узнавал, если такую заказывать, чуть больше двухсот тысяч надо. У того глаза на лоб: как двести тысяч? Мы с ребятами сами ее сварим. А за сколько? Просто так? Не просто так, говорит, а за спасибо и за то, чтоб сын мой мог ходить кататься».
Трасса появилась молниеносно. Конечно, вспоминает Сагитдинов, не одну пару резиновых сапог он сносил за весну и лето, пока каждый день ездил с друзьями прибираться на горе. Мусор вывозили машинами, в мешки складывали руками, бутылки, шприцы, бумаги, пластиковые бутыли – чего только не было. Другой бывший воспитанник Смагина, тоже из 80-х, предоставил технику.
Третий приехал сам и привез своих рабочих. Помогали все, кто чем мог. Семеныч тут уж и перестал удивляться: говорит, вспомнил, как половина из этих серьезных и небедных нынче ребят тридцать лет назад звала его «батей», и как потом пришла череда свадеб. Мальчишки женились, тренер был самым уважаемым гостем.
Своя «звездочка»
Сыновья тех, кто в свое время подавал большие надежды в мотоциклетном спорте, конечно, мотоцикл до этого только по телевизору и видели. Но тех счастливчиков, у кого он появился, с трассы теперь не выгнать ни простудой, ни снегом, ни морозом. Мальчишки готовы дневать и ночевать на своих мотоциклах. За счастье гонять по горе, взлетая над селом, как Эвел Найвел или Барри Шин, отцы требуют немногого, но главного: приличного поведения и хороших оценок.
В Миасском уже появилась своя «звездочка» – 11-летний Данила Батырханов. Наверно, можно и не говорить: его отец Александр тоже был в команде мотоциклистов тренера Юрия Смагина двадцать пять лет назад. Данила говорит, одноклассники, как узнали, что папа купил ему мотоцикл, пусть пока маленький и б-ушный, «чуть не умерли от зависти».
Теперь каждый день бегают на Каясан, смотрят на тренировки Дани и мечтают, что их родители тоже смогут купить сыновьям мотоциклы. Многим родители уже пообещали: дети заслужили оценками и поведением. На эту технику не нужны права, она проходит как спортинвентарь. Потому кататься на мотоциклах формально можно с дошкольного возраста.
«На Кубок Урала приезжали известные спортсмены, факелоносцы олимпийского огня, например, заслуженный мастер спорта, мотоциклист Евгений Земсков, тоже воспитанник нашего, Красноармейского района, – рассказывает Сергей Сагитдинов. – Все очень радовались, что мы вернули детей в спорт, которым занимались сами.
Есть еще, конечно, что делать и к чему стремиться – трассу надо сделать длиннее. Но это перспективы. Не случайно Кубок Урала мы назвали «Олимпийские надежды». Может, когда-то мотокросс включат в программу Олимпийских игр, а наши сыновья станут спортсменами. Тот же Даня Батырханов к этому всеми силами стремится».