Примерное время чтения: 7 минут
158

Все мы играем в кубики. Архитектор – о старинных зданиях и развитии детей

На занятиях появляются такие
На занятиях появляются такие "проекты" - может, они кажутся пока забавными, но в будущем воплотятся в реальность. Из личного архива

Нынешним летом в Челябинске продолжится реализация крупных проектов – в частности, дальнейшее обустройство набережной, новых пешеходных зон. 

Создатель детской архитектурной мастерской Екатерина Глушкова рассказала, как творческие занятия помогают школьникам в учебе и почему старинные улочки зачастую нравятся людям больше, чем современные кварталы. 

У детей портал открыт

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Понятно, когда ребёнок занимается спортом в какой-либо секции или творчеством в изостудии. Но как возникла идея создать детскую архитектурную мастерскую?

Екатерина Глушкова: Цель была, можно сказать, «сбить спесь» с архитектуры, упростить её и показать, что она может быть интересной и для детей. В конце концов, все играют в кубики. В этой подаче экспериментировала на своём сыне, когда ему было ещё два года. Мы не просто кубики складываем, но обучаем композиции, учим мыслить объёмно. Кстати, у детей это хорошо получается, развито чувство гармонии, так как творческий портал не закрыт.

Я, конечно, стараюсь не углубляться в терминологию – дети многое воспринимают на уровне эмоций. В школе портал всё больше закрывается, так что надо поймать момент.

- А помогает ли подобное увлечение в учёбе?

- Конечно, ведь архитектура объединяет множество разных наук – от математики, физики и геометрии до культурологии. В результате шире становится взгляд на мир, да и в школе успеваемость сразу растёт. Так становится гораздо проще понимать геометрию.

- И какого возраста ваши ученики?

- От 3 до 17 лет. Мальчишек, кстати, больше. Я и в детских садах занятия провожу – там, разумеется, я не говорю о классицизме и конструктивизме, больше о цветах, плоскостях, объёме. И опять же я заметила, что чем младше ребёнок, тем более он раскрепощен, со взрослыми разница особенно заметна. Например, даешь задание – у ребёнка нет вопросов, работа уже вовсю идёт, а взрослый ждёт инструкций.

А вот подростки ориентируются на конкретный результат – им нужны портфолио, подготовка к экзаменам. Для некоторых занятия это возможность понять, в какой же именно вуз хочется поступать, какую профессию получить.

Города – не только для работы

- Недавно вы читали лекцию в усадьбе Рябинина и говорили, что многие восторгаются не небоскрёбами, но узкими улочками европейских городов – почему так происходит?

- Я много путешествовала по Европе, ведь архитектуру невозможно воспринимать только по фото и видео, её надо изучать непосредственно, со всей атмосферой.

И мы восторгаемся улочками европейских городов, потому что чувствуем в них соразмерность человеку – этот золотой принцип, изобретённый ещё древними греками. Всё уютно, компактно, нет гигантских расстояний.

Небоскрёбы нас, конечно, удивляют, но комфорт создают именно соразмерные человеку здания.

- Как считаете, а почему у нас в стране к историческому наследию зданий долгое время относились, прямо скажем, наплевательски?

- Здесь много причин. После Великой Отечественной войны мало что уцелело, приходилось решать непосредственные задачи – например, строить массовое жильё. Играло роль и представление, что новое всегда лучше старого.

Сейчас восприятие другое, особенно это заметно у нового поколения. Люди путешествуют, могут сравнить, понять, какой должна быть по-настоящему комфортная обстановка, современная городская среда, архитектура. Кроме того, в каждом конкретном городе многое зависит от главы, его отношения к историческим зданиям, архитектурным проектам.

- Но в западных странах есть совсем разные города – к примеру, в США красивый Сан-Франциско и довольно безликий Лос-Анджелес…

- Безусловно, и таких примеров много. Америка – молодая страна, там одновременно используют разные градостроительные теории. С другой стороны есть Япония – страна с древними традициями, однако Токио вряд ли кто назовёт живописным городом, это мегаполис для работы.

- А Челябинск с каким из городов-миллионников можно сравнить?

- Тут неожиданностей нет – с Екатеринбургом. И к сожалению, сравнение до сих пор не в нашу пользу. Многие исторические памятники в городе мы не уберегли. Сыграла роль отношение не только власти, но и общества. Сейчас же, повторю, ситуация другая - много неравнодушных людей, урбанистов, общественников. Вы сами видите, что челябинцы уже по-иному относятся к городу.

И в результате Челябинск пусть постепенно, но меняется к лучшему. Самый очевидный пример – новая набережная реки Миасс. Уходят от подхода, когда застраивали каждый свободный участок, зачастую не доводя проекты до конца, в результате чего возникали коробки-недострои. Вместо этого появляются современные общественные пространства. Другой пример – улица Витебская, где раньше были заводские корпуса, а теперь кафе, мастерские, пешеходная зона, где гуляют люди.

- Кто-то скажет, что в этом нет ничего хорошего – мол, вместо завода появились кафе!

- Ну, это явно устаревший советский подход. Сейчас и производство изменилось, и городская среда. Согласитесь, что заводу в принципе не место в городской черте.

Впрочем, и среди советских проектов есть то, что вновь приобретает актуальность. Возьмем Соцгород – в своё время была идея создать условия, при которых трудящийся бы максимально не отвлекался от работы. Поэтому вместо кухонь строили общественные столовые, вместо ванных – бани, прачечные. Сейчас высказываются предложения, что похожие проекты можно реализовать – конечно, уже на новом уровне.

Реновация или адаптация?

- Чем отличаются реновация, реконструкция и адаптация? В архитектуре используют ведь все эти понятия.

- При реконструкции здание не разрушается, а подновляется. При этом в бывшем особняке размещают музей или галерею. Реновация – это преображение жилья, тех же «хрущёвок». Наконец, при адаптации здание или архитектурный объект могут вовсе перенести на новое место или же оно меняет функцию. Так произошло с Хрустальным дворцом в Лондоне или Эйфелевой башней в Париже, которая изначально служила входом на Всемирную выставку.

- А если от исторического здания остаётся буквально только оболочка?

- Зависит от уровня реконструкции. Может и вовсе остаться лишь декорация. Впрочем, и в этом случае мы имеем дело с сохранением здания. На том же фасаде могут оставаться действительно уникальные элементы – к примеру, наличники на старинных челябинских деревянных постройках. Это искусство уже почти ушло. Конечно, можно и лазером узоры вырезать, но это уже не то.

- Одни говорят – надо сохранять исторические здания, другие – город должен развиваться. Как совместить эти два направления?

- Понятно, что какой-нибудь старый дом выглядит живописно, но вот комфортно ли в нём жить – большой вопрос. Поэтому, по моему мнению, старые дома надо сохранять, но приспосабливать их других нужд. Что касается современных высотных зданий, то для них лучше выбрать место в отдалении от исторического центра. Как поступили в Париже, создав деловой центр Де Фанс.

- То есть, «Челябинск-Сити» на Кировке – это явная градостроительная ошибка?

- Это хороший проект, но он просто не на своём месте. Лучше было бы его разместить среди более соразмерных зданий.

- Как и другой дом на Кировке, построенный в советские времена – около театра оперы и балета?

- Он лучше бы вписался, если бы его построили по проекту – там был и шпиль, и другие архитектурные украшения. Но свели всё к минимуму – от такого подхода, как известно, пострадали и другие знаковые постройки в Челябинске. Надеюсь, такого больше не повторится, а мои ученики в будущем украсят город новыми замечательными проектами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах