Примерное время чтения: 7 минут
1100

Вперёд, в Антарктиду. В середине ХХ века трактора ЧТЗ бороздили Южный полюс

В январе 2024 года Владимир Путин дал команду на ввод в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде. Комплекс стал главным подарком к юбилейной, 70-й российской антарктической экспедиции, которая стартует в ноябре этого года.

Но мало кто знает, что Челябинская область (а точнее, Челябинский тракторный завод) побывала в Антарктиде ещё в середине прошлого века. Именно тогда, в первую антарктическую экспедицию, трактора ЧТЗ стали основным наземным транспортом на Белом континенте.

Сначала был «Снежный поход»

Говоря о выпущенных Челябинским тракторным заводом машинах, отправленных в Антарктиду, нельзя не вспомнить так называемый Снежный поход. Историки называют это событие небывалым и удивительным. Это был беспримерный поход, предпринятый в феврале 1936 года. Тогда стояла задача доставить в город Якутск жизненно важные грузы с кораблей, замёрзших во льдах реки Лены. Решили испытать машины, выпускаемые ЧТЗ. Семь тракторов марки С-60 доставили на станцию Большой Невер Уссурийской железной дороги. А потом отправили в низовья реки. Результат наши машины показали по тем временам фантастический: за 16 дней было пройдено около 2 000 километров.

Эти гусеничные трактора выпускали с 1933 года. Они широко использовались в народном хозяйстве Советского Союза. Но только после успешного «Снежного похода» о «сталинцах» заговорили во всём мире. Ведь работали трактора в минус 50 градусов Машины доказали свою работоспособность, причём показали, что могут выполнять задачи и в лютую стужу.

Кстати, на эти февральские дни как раз и приходится 88-я годовщина «Снежного похода». «12 февраля 1936 года двигались при буране. Дороги не видно. Впереди идут разведчики и указывают колею, – писал начальник экспедиции Е. И. Абрамов в телеграмме заводу. – Слой выпавшего снега пока 15 сантиметров. По дороге подбираем и буксируем машины с размороженными радиаторами. Наши трактора, заправленные керосином, не боятся никакого холода».

В марте колонна тракторов отбуксировала 116 тонн важного и дорогого груза в Якутск. Экспедиция закончилась успешно.

Спустя два десятилетия машинам ЧТЗ предстояло выполнить ещё более сложную задачу в условиях жесточайшего холода. В начале 1956 года первая советская экспедиция под руководством ученого-океанолога и опытного полярного исследователя Михаила Сомова прибыла на Южный полюс. На борту дизель-электроходов «Обь» и «Лена» находились трактора ЧТЗ. В музее завода от тех событий остались на память удивительные фотографии. Например, интересную почтовую карточку прислали Ивану Трашутину, конструктору ЧТЗ. На ней изображено семейство пингвинов.

«Сталинцы» мощностью 80 лошадиных сил были выбраны полярниками для участия в антарктических экспедициях. Только Челябинский тракторный изготавливал машины на гусеничном ходу. Плюс мы помним о «Снежном походе», где техника прошла испытания морозом. Поэтому её решено было использовать и сейчас. Экспедиция была подготовлена в максимально короткие сроки, с мая по ноябрь 1955 года, и в документах называлась КАЭ – комплексная антарктическая экспедиция.

Трактора были основным наземным транспортом в Антарктиде. Они помогали разгружать корабли, передвигались по территории, а главное, с их помощью строили станции – «Мирный», «Пионерская», «Восток-1», «Комсомольская».

В сохранившейся в музее ЧТЗ газете «За трудовую доблесть» за апрель 1958 года есть интервью с участником первой и второй экспедиций, начальником отдела наземного транспорта Валентином Корсаком. Он рассказал: «Тракторы ЧТЗ хорошо работали в Антарктиде. Все основные транспортные перевозки в «Мирном» (стройматериалы, горючее, продовольствие, научное оборудование) были выполнены и сейчас выполняются тракторами С-80 и С-100А. (...) На антарктических снегах особенно хорошо показали свою работоспособность гусеницы. Несмотря на короткую базу трактора С-80, которая затрудняла его движение по большим застругам высотой до двух метров, он благодаря удачной конструкции своей гусеницы показал хорошую проходимость по рыхлым и тяжёлым снегам Белого материка».

Погиб, спасая машину

Несколько месяцев информация об этом трагическом случае утаивалась. Участники же экспедиции говорили, что Антарктида взяла первую человеческую жертву. Полярник Иван Хмара, 20-летний паренёк, попытался спасти завалившийся на бок трактор. Машина проваливалась под лёд, все, кто находился в кабине, благополучно спрыгнули на берег. Молодой человек ушёл под воду вместе с многотонной машиной. Известно, что за день до гибели он получил известие о рождении сына. В честь полярника назван один из островов в районе Антарктиды.

Интересно, что трактора для Южного полюса красили в яркий рыже-красный цвет, чтобы техника была заметна издалека. По заявкам и просьбам полярников модели техники максимально приспосабливали для условий работы. Выяснилось, что в Антарктиде рыхлый лёд, и во второй экспедиции башмаки С-80 были поставлены на гусеницы тяжёлых тягачей. Была утеплена кабина тракторов, ширину гусениц увеличили до одного метра. Трашутин применил турбокомпрессор для принудительной подачи воздуха в полости цилиндров.

Чтобы поднять настроение полярникам, тракторостроители отправляли им дружеские послания с пожеланиями успехов в нелёгком труде. На некоторые машины даже было нанесено изображение пингвинов! Эта картинка стала эмблемой для таких машин, её разработал заводской художник Борис Гриневич.

Более месяца в пути

Полярники станции «Мирный» провели и первый санно-тракторный антарктический поход. Был составлен своеобразный поезд из двух тракторов и шести саней. Этот поход был направлен внутрь континента и имел несколько научных и исследовательских функций. Протяжённость пути следования – почти 380 километров. Поход продолжался более месяца: из-за лютых морозов

50-60 градусов и сильных ветров и метелей участники могли пройти всего несколько километров в сутки. Однако челябинские машины показали себя с наилучшей стороны: они отработали без серьёзных поломок по 2 000 часов.

В 380 километрах от станции «Мирный» на высоте 2 700 метров над уровнем моря построили станцию «Пионерская». А там удалось соорудить взлётно-посадочные полосы для самолётов. Освоение Антарктиды шло полным ходом, и в этом процессе немаловажную роль сыграла техника ЧТЗ. Отработавшие в одной экспедиции машины передавались участникам другой. До того как трактора из Челябинской области стали использовать на шестом континенте, там были, конечно, попытки провести экспедиции. Но тогда полярники передвигались исключительно на своих ногах или собачьих упряжках. Излишне говорить, что такой темп передвижения был в несколько раз ниже машинного.

История и современность

С той поры техника тракторного завода часто бывала на Белом континенте. Так, в 2016 году заводская многотиражка рассказала о бульдозере Б10М Челябинского тракторного завода, который дважды за несколько месяцев участвовал в экспедициях в Антарктиду. Современного железного «полярника» к такой миссии специально не готовили. Это обычный серийный трактор с механической трансмиссией и заводским двигателем Д-180. Тем не менее челябинская машина показала себя надёжной и неприхотливой, заслужила высокую оценку моряков. Если большому судну не подойти близко к берегу, то для разгрузки океанского транспорта моряки используют самоходную баржу, в связке с которой и работает трактор.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах