Примерное время чтения: 6 минут
279

В 14 – не рано? Психолог – о работе для подростков и отношении к деньгам

Александр Фирсов / АиФ

Летом многие подростки задумываются о том, чтобы устроиться на работу и скопить денег, например, на новый телефон. Заведующая челябинским городским консультативно-диагностическим психотерапевтическим отделением, семейный психотерапевт Марина Патова рассказала chel.aif.ru, чем полезен для детей первый трудовой опыт и как сформировать правильное отношение к деньгам.

Не хотят, чтобы их защищали

Анна Львова, chel.aif.ru: В 14 лет подросток по закону уже может устроиться на свою первую работу. Но готов ли он в этом возрасте к ней психологически? Нужно ли ему работать, или пока рано и лучше продлить детство, пока можно?

Марина Патова: Взросление, самостоятельность и независимость во многом зависят от того, работает ли человек, зарабатывает ли, как распределяет деньги, и этот жизненный опыт очень важен. Это и умение строить отношения, и умение ответственно подходить к тому, что ты делаешь, и понимание, оценивание себя. Ведь деньги – это не только какие-то материальные ценности, это же еще и статус, умение понять, чего ты стоишь в буквальном смысле слова. И подростки уже вполне в состоянии это сделать.

Кроме того, есть в науке метод доказательства от противного. Наш обширный опыт – это дети, которые остались без попечения родителей и живут вне семьи. Они отделены от финансовых проблем. Ведь в семье без этой составляющей никак: родители обсуждают, сколько есть денег, что можно себе на них позволить, как их распределить. Ребенок с раннего возраста с этим связан. Например, мама отправила за хлебом, и малыш уже учится распределить деньги, получить сдачу и т.д. А вот по детям, которые росли вне семьи, под опекой государства, статистика в этом плане довольно печальна.  Они не сталкиваются с планированием расходов и не знают, откуда берутся еда и одежда. И когда начинают жить взрослой жизнью, часто не умеют планировать и распоряжаться тем, что получили. Поэтому нередко бывают случаи, что продают квартиры, которые достались от государства, тратят деньги или вступают в криминальные отношения, попадают под влияние людей, которые их обманывают – просто не понимают, как жить в этом мире.

- То есть трудовые отношения в подростковом возрасте – это в первую очередь социальная адаптация? Ребенок выстраивает взаимоотношения со взрослым миром и постепенно готовится в него вступить?

- На самом деле ребёнок в этом взрослом мире живет с рождения. Просто в детстве от этого мира его защищает семья. А подростки не хотят, чтобы их кто-то защищал, они хотят уже выйти в этот мир. Человек в 14 лет уже достаточно взрослый. Если взять биологические параллели, в прежние времена люди еще в более раннем возрасте начинали широкую социальную деятельность. Конечно, это в первую очередь было связано с маленькой продолжительностью жизни: у человека был очень небольшой горизонт, и нужно было успеть как можно больше. Сейчас, конечно, все это изменилось, особенно в развитых странах. Тем не менее, биологические наши стремления, в том числе желание детей скорее повзрослеть, не изменились. И мне представляется, что гораздо лучше, если человек чувствует себя взрослым, занявшись каким-то делом, получая за это деньги, чем перенимая вредные привычки, например, демонстрируя, что он уже может курить или пить.

Личные границы

- А если ребенок в 14-15 лет просит у родителей: купите мне телефон подороже или приставку, стоит ему говорить: иди сам заработай?

- Здесь нельзя дать совет, который сгодился бы всем. Это зависит от структуры и отношений в семье, от уровня дохода. Есть семьи, которые вообще не замечают таких покупок. Если для родителей это серьезное приобретение, можно как-то договариваться: мол, ты заработаешь, мы поспособствуем – и можно что-то уже купить. Просто ребенок в 14 лет вряд ли заработает себе на дорогую вещь – зарплаты невысокие, работать можно только в свободное от учебы время и то ограниченное число часов.

- Но он же может попробовать и понять, что деньги не так легко даются?

- Да. Если у ребенка «аппетиты» не по возможностям семьи, то родители говорят: попробуй сам заработать, посмотри, как достаются деньги.

- А иногда ведь бывает: ребенок заработал, например, 10 тысяч, планировал купить себе телефон. А мама взяла эти деньги – и потратила на одежду ему к новому учебному году. Вроде, деньги пошли на ребенка, но ведь совсем не на то, что он хотел. Не падает ли от этого мотивация?

- Мне часто приходится иметь дело с ситуациями, когда родители отказываются принимать личные границы своих детей. У любого человека, в том числе и каждого ребенка, должна быть своя территория – личное время и личное место. Если у подростка есть свой письменный стол и на нем что-то лежит, никто не имеет права к этому прикасаться. Родители этого часто не понимают, начинают делать уборку, шарить по ящикам. Но это неправильно. Пусть весь дом блестит чистотой, а тут хоть паутина, – это его личная территория, туда нельзя вторгаться. Если вы ребенку что-то подарили, а он это сломал или передарил – это его личное имущество, он имеет право распоряжаться им, как посчитает нужным. Если он занят чем-то важным для себя – это его личное время, и нельзя требовать тотчас все бросить, когда вам неожиданно что-то понадобилось.

То же и с деньгами. Если ситуация критическая, отношения должны быть договорными: мы эти деньги возьмем, а через месяц положим обратно. То есть нюансы, во-первых, нужно обговорить заранее, а во-вторых, – эти деньги нужно обязательно вернуть. Бывает то же самое и с маленькими детьми: им подарят деньги бабушки-дедушки, а родители их забирают из копилки, как свои. Это недопустимая ситуация. Забрали – положите обратно. С точки зрения философии и психологии, деньги – очень сложный предмет, с ними надо осторожно.

- Некоторые родители боятся отпускать своего ребенка на первую работу – мало ли, что там может случиться – и предлагают ему платить за обычные бытовые вещи: например, мытье посуды или уборку. Правильно ли это?

- Такое решается внутри семьи. Я бы не стала платить за совсем бытовые вещи, только за что-то сверх плана. Хотя положительные примеры такого подхода в моей практике есть. Там родители материально поощряют ребенка за хорошие оценки. Не за каждую, а за четвертные: пятерка – это такой-то бонус, четверка – бонус помельче, тройка – это ничего взамен, двойка – все сгорает и обнуляется. Для детей это такая игра. Чем проще и понятнее правила, и чем они более постоянны и незыблемы, тем дети лучше в эту игру вовлекаются. А если правила на каждом шагу меняются, то и интереса нет никакого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах