Примерное время чтения: 5 минут
288

Стальные магистрали. 10 фактов о железной дороге в Челябинской области

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Мы собрали интересные факты из истории и современности стальных магистралей в Челябинской области.

Во время строительства Транссибирской магистрали железная дорога появилась сначала в Златоусте (1890 год) и только потом — в Челябинске (1892 год).

Рядом с челябинским ДК Железнодорожников установлен паровоз, которому больше 100 лет. Он называется «Коммунар» и был отремонтирован рабочими челябинского паровозного депо в 1920 году, а затем повел состав с хлебом в Москву. Тогда южноуральцы установили своеобразный рекорд — обычные поезда в столицу шли около 12 дней, а «Коммунар» под управлением лучших машинистов доехал за 4 дня.

Южно-Уральская железная дорога была образована 15 апреля 1934 года. Сегодня ЮУЖД имеет эксплуатационную длину около 4500 км, охватывает территории Челябинской, Курганской, Оренбургской, частично Самарской, Саратовской и Свердловской областей, республики Башкортостан, а также Северного Казахстана.

В годы Великой Отечественной войны южноуральские железнодорожники помимо напряженной работы успевали снаряжать бронепоезда. В феврале 1942 года на фронт отправили две «крепости на колесах»: в составе каждого бронепоезда был паровоз серии ОВ, четыре бронированных платформы с орудиями, вагон-кухня и вагон для бойцов.

Долгое время движущей силой железной дороги оставались паровозы. В ноябре 1945 года был открыт первый электрифицированный участок ЮУЖД от Челябинска до Златоуста. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст — Кропачево, в 1955 году — Бердяуш — Бакал, в 1957 году — Челябинск — Курган. На других участках в качестве локомотивов использовались тепловозы.

У челябинских железнодорожников есть несколько быстрых «птиц». Так повелось, что скоростным поездам стали давать крылатые имена. Сейчас между Челябинском и Магнитогорском курсирует электропоезд «Ласточка», а Челябинск и Екатеринбург связывает рельсовый автобус «Орлан». А в других регионах на вокзалах можно встретить «Сапсан» и «Иволгу».

Электропоезд
Электропоезд «Ласточка». Фото: АиФ

В 2022 году по Южно-Уральской железной дороге было перевезено почти 295 тысяч тонн различных грузов. В том числе 80,9 тыс. тонн черных металлов, 57,5 тыс. тонн химикатов и соды, 12,5 тыс. тонн бумаги и 5,2 тыс. тонн продовольствия.

В Челябинске на поезде можно проехать прямо по городскому парку. В ПКиО им. Гагарина функционирует Детская железная дорога протяженностью 5,7 км, у нее пять станций и одна платформа.

Детская железная дорога Челябинск
Детская железная дорога Челябинск Фото: АиФ

За 2022 год с вокзалов ЮУЖД на поездах дальнего следования отправились 2 млн пассажиров, а пригородными поездами воспользовались 5.9 млн человек.

В Челябинской области делают мощные железнодорожные краны — такие агрегаты перемещаются по рельсам и применяются при погрузке и разгрузке, а также при ремонте путей. Например, предприятие «Челябкрансервис» в 2019 году представило кран ФМ-150, способный перемещать грузы до 150 тонн. А спустя два года появился кран, который может справиться с грузами до 200 тонн. Таких показателей удалось достичь благодаря собственным инновационным технологиям, в частности — стреле овоидного (яйцевидного) сечения, которая обладает большим запасом прочности. Кстати, железнодорожные краны востребованы и на промышленных предприятиях, но в этих случаях, чаще всего, их грузоподъемность скромнее — 25-32 тонны.

Железнодорожный кран.
Железнодорожный кран. Фото: Челябкрансервис
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах