3285

История по спирали. Центр исторического наследия ЮУЖД открылся в Челябинске

Музеев с подобной архитектурой в России больше нет.
Музеев с подобной архитектурой в России больше нет. пресс-служба ЮУЖД

7 октября свои двери для посетителей откроет Центр исторического наследия ЮУЖД. Корреспондент АиФ-Челябинск побывал в обновлённом музее и узнал, какие сюрпризы ждут гостей.

Начало пути

Чтобы попасть в Центр, нужно пройти мимо пригородного железнодорожного вокзала и двигаться в сторону автомобильного моста. Здесь, на улице Железнодорожной, расположилось округлое здание, в котором находится музейная экспозиция.

Здание Центра исторического наследия.
Здание Центра исторического наследия. Фото: пресс-служба ЮУЖД

На первом этаже располагается гардероб. Здесь посетителям также предложат обработать руки – сотрудники Центра строго соблюдают все санитарные правила, введённые из-за коронавируса.

Далее гости попадают в просторный атриум – если встать в центре, то видны все этажи здания, а высота от пола до стеклянного купола крыши составляет почти 20 метров. По ярусам спиралью поднимается широкая лента светодиодного экрана, на нём – бесконечное движение поездов. Внимательные заметят, что порядок составов соответствует историческим эпохам – сначала проезжает старинный паровоз, его сменяют всё более современные поезда, а замыкает «парад» электропоезд «Ласточка». Станции, мимо которых движутся составы, тоже узнаваемы – например, можно найти старый вокзал Миасса.

Экран, по которому без остановки бегут поезда.
Экран, по которому без остановки бегут поезда. Фото: пресс-служба ЮУЖД
До купола - почти 20 метров.
До купола - почти 20 метров. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Вся экспозиция нового музея также разворачивается по спирали, причём посетителям не придётся переходить с этажа на этаж – рассказ, как и сама история, идёт непрерывно.

Кстати
Уникальный проект здания Центра исторического наследия ЮУЖД был разработан специалистами института «Челябжелдорпроект». В России нет аналогов музеев с подобной архитектурой.

Начинается всё, конечно, с паровой машины – без изобретения этого двигателя не было бы самой железной дороги. Если подойти к модели механизма, она автоматически начинает работать – чтобы даже самые маленькие гости поняли, как всё было устроено.

Далее взгляд падает на большой светлый диван – что он здесь делает? Оказывается, так были обставлены купе первых поездов. Богатая отделка, старинные чемоданы и особый «вид из окна» - в музее постарались воссоздать кусочек давно ушедшей эпохи. Таких уголков в экспозиции встретится ещё немало.

Дореволюционное купе.
Дореволюционное купе. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Тяжёлые годы

Важная для Челябинска веха истории – начало строительства Великого сибирского пути. Именно благодаря Транссибу, по которому нескончаемым потоком двигались грузы и люди, небольшой уездный город стал расти и развиваться. Но всё это, конечно, далось нелегко.

Чтобы в 1892 году в Челябинске прозвучал гудок первого паровоза, потребовались усилия десятков тысяч рабочих. Почти все они были крестьянами, а о том, как жили и работали эти люди, гости смогут узнать, рассматривая реконструкцию - простой шалаш, костёр с котелком, тачка с породой.

Примерно в таких условиях жили и работали простые строители Транссиба.
Примерно в таких условиях жили и работали простые строители Транссиба. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Но вот рельсы проложены, и через станцию Челябинск пошли поезда. О периоде начала ХХ века рассказано весьма подробно – здесь и инструменты железнодорожников того времени, и реконструкция станционного буфета.

Станционный буфет. справа - колокол - его звон означал, что поезд скоро отправится.
Станционный буфет. справа - колокол, его звон означал, что поезд скоро отправится. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Отдельный уголок посвящён челябинскому Переселенческому пункту – месту, где сотни тысяч людей, отправившихся искать счастья в Сибирь, ожидали пересадки на нужный поезд. Сегодня от Переселенки почти ничего не осталось, но память о ней живёт в самом центре города – арка при входе на Кировку повторяет очертания ворот переселенческого пункта. А в музее постарались воссоздать быт переселенцев – утварь, вещи и мебель соответствуют началу прошлого века.

Переселенцы часто ехали целыми семьями.
Переселенцы часто ехали целыми семьями. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Следующий этап – революция и гражданская война. Для железной дороги это был тяжёлый период, часть путей была разрушена во время боёв.

К 1934 году относится создание ЮУЖД – дорога получает второе рождение, развивается и крепнет. К началу Великой Отечественной войны железнодорожники становятся силой, которая помогает армии сражаться с врагом. Из работников формируют бригады, которые отправляются на фронт и чинят пути, а в Челябинске, Златоусте, Оренбурге и Петропавловске своими силами изготавливают бронепоезда. Кстати, макет одной из таких «крепостей на колёсах» для музея сделали ребята в мастерских Детской железной дороги.

Экспозиция, посвящённая военным годам.
Экспозиция, посвящённая военным годам. Фото: пресс-служба ЮУЖД
Макет бронепоезда.
Макет бронепоезда. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Поезд из детства

В послевоенной экспозиции посетители постарше могут встретиться со своим детством – здесь воссоздан интерьер электрички с обязательными деревянными сидениями. Рядом – справочный аппарат, такие когда-то стояли на каждом вокзале. Нажимаешь нужную кнопку, странички с тихим шелестом переворачиваются – и можно узнать расписание нужного поезда.

Так выглядели электрички, на которых жители посёлков добирались до челябинска, а горожане отправлялись на дачу или за грибами.
Так выглядели электрички, на которых жители посёлков добирались до Челябинска, а горожане отправлялись на дачу или за грибами. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Обширная экспозиция посвящена фирменным поездам ЮУЖД. Так, можно попасть в купе поезда «Южный Урал», курсировавшего до Москвы, или взглянуть на вагон-ресторан «Челябинского экспресса» до Санкт-Петербурга. А рядом – витрины с посудой и сувенирами фирменных поездов.

Экспозиция, посвящённая фирменным поездам.
Экспозиция, посвящённая фирменным поездам. Фото: пресс-служба ЮУЖД
Трудно поверить, что фото сделано в музее, а не в настоящем купе.
Трудно поверить, что фото сделано в музее, а не в настоящем купе. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Нельзя не уделить внимания зданию челябинского вокзала. Построенное в 1965 году, оно считалось одним из самых красивых в СССР. Привокзальную площадь воссоздали на макете. Кстати, таких макетов в музее несколько – стоит нажать кнопку, и в окнах станций загорается свет, а по путям начинают двигаться миниатюрные составы.

В музее несколько
В музее несколько "живых" макетов, по которым движутся поезда. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Экспонат, который не оставит равнодушным ни взрослых, ни детей – тренажёр, который позволяет почувствовать себя машинистом «Ласточки». Он выполнен в виде кабины электропоезда, а внутри – кресло, большой пульт с обилием кнопок и три экрана, имитирующие окна. Рычаг вперёд – и вот поезд набирает скорость, несётся мимо станций и переездов.

Почувствовать себя машинистом сможет каждый.
Почувствовать себя машинистом сможет каждый. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Впрочем, для маленьких посетителей подготовлено ещё одно захватывающее приключение – «Капсула времени».

Поднявшись на самый верх исторической спирали, вернуться к подножию атриума можно на лифте со стеклянной стеной.

Исторические фотографии и документы можно рассмотреть на интерактивных экранах.
Исторические фотографии и документы можно рассмотреть на интерактивных экранах. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Сотрудники музея признаются: время на экспозиции проходит незаметно, и посетители, рассматривая все детали и пользуясь интерактивными столами, могут провести здесь и час, и два. А те, кому увиденного покажется мало, могут покинуть здание и пройти дальше в сторону моста – под автомобильной развязкой обустроен кусочек железнодорожной станции начала прошлого века – пути, шлагбаум, гидроколонка для заправки паровозов, семафор и будка путевого обходчика. А ещё дальше расположилась экспозиция музея под открытым небом – здесь можно не только разглядеть, но и потрогать настоящие паровозы, электровозы и путевые машины.

С открытием Центра привокзальное пространство в Челябинске стало единым и очень интересным.
С открытием Центра привокзальное пространство в Челябинске стало единым и очень интересным. Фото: пресс-служба ЮУЖД

Как работает музей

Центр открыт с 10 до 18 часов (касса – до 17 часов). Выходные дни – понедельник и вторник (с 1 октября по 31 марта), воскресенье и понедельник (с 1 апреля и по 30 сентября).

Сколько стоит посещение

Билет для взрослых – 200 рублей (с экскурсионным обслуживанием – 300 рублей)

Обзорная экскурсия в составе группы от 5 человек –  250 рублей

Студенты, учащиеся, пенсионеры, железнодорожники, транзитные пассажиры (при предъявлении пассажирского билета) – 100 рублей (с экскурсионным обслуживанием – 250 рублей)

Дети до 6 лет включительно (дошкольники) – бесплатно

Как связаться

Телефон Центра исторического наследия ЮУЖД: (351) 268-83-34

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах