100 лет назад главным зимним праздником был не столько Новый год, сколько Рождество. И елка была – рождественская. Но сам праздник, пережив все перипетии ХХ века, остался с нами практически в неизменном виде.
Детские утренники с раздачей подарков, новогодние и рождественские балы с призами за лучший костюм, праздничные театральные представления – весь основной креатив был придуман более века назад.
Барышня в цветочном костюме
В дореволюционном Челябинске предпраздничная суета начиналась уже в середине декабря. В эти дни город жил подготовкой к Рождеству и Новому году. Крупные магазины сияли огнями керосиновых и электрических фонарей. Рекламные объявления магазинов зазывали покупателей на рождественские базары, где можно было купить игрушки, сладости, свежие фрукты и лучшие вина.
В середине декабря начиналась ёлочная торговля. По улицам разъезжали возы, гружённые соснами и ёлками. Для украшения ёлок челябинцы использовали фабричные и самодельные игрушки, а также пряники, орехи, конфеты, завернутые в блестящую фольгу.
«В различных городских клубах, в богатых домах и в Народном доме устраивались балы–маскарады с вручением призов за лучшие костюмы. Среди нарядов и масок были мушкетеры, гусары, царевны, различные животные… У одной из барышень – Риммы Колбиной – был оригинальный костюм в виде корзины цветов», – рассказывает ведущий археограф Обединенного госархива Челябинской области Елена Рохацевич – внучка той самой «барышни в цветочном костюме».
Римма Колбина была дочерью известного челябинского предпринимателя и общественного деятеля Василия Колбина. О своем детстве и юности, о жизни до революции и после нее Римма Васильевна много рассказывала своей внучке. Кстати, на одном из таких новогодних балов Римма Колбина познакомилась со своим будущим мужем.
«Мой дед Владимир Болотников учился в Томском технологическом университете, на строительном факультете. Когда началась Первая мировая война, он ушел на фронт. Был ранен, лечился в госпитале в Челябинске, здесь и познакомился с моей бабушкой. У нее к этому моменту уже был жених, но дедушка сумел ее очаровать и завоевать», – говорит Елена Борисовна.
Шторы плотно закрывали
Рождественские и новогодние балы устраивались в Народном доме и во время Первой мировой войны, и в первые годы революции. А затем для новогодних праздников наступили нелегкие времена. Борьба с религией велась по всем фронтам: церкви закрывали, священнослужителей репрессировали, а празднование Рождества и украшение елки объявили вредными поповскими обычаями.
До логического конца эта борьба была доведена в 1929 году. Тогда на 16-й партконференции отменили все церковные праздники и ввели пятидневную рабочую неделю. Рождество стало обычным рабочим днём, а вместе с ним «пропал» и праздник. Но сознание людей не так просто было переделать – многие стали тайно отмечать Рождество и Новый год.
«В нашей семье продолжали ставить елку, но это, конечно, не афишировалось, – говорит Елена Рохацевич. – Брат моей мамы шел с другом в лес, вроде бы на лыжную прогулку, они рубили там елку, заворачивали ее в мешок и приносили домой. Елку наряжали, детям дарили подарки, устраивали семейный праздник. Правда, в комнате, где стояла елка, шторы были плотно закрыты, чтобы с улицы елку не было видно посторонним людям».
Впрочем, в середине 1930-х годов елка триумфально вернулась к советским детям. 28 декабря 1935 года «Правда» опубликовала заметку секретаря ЦК ВКП(б) П. Постышева «Давайте организуем детям к Новому году хорошую ёлку». Елка новогодняя должна была заменить рождественскую. В Челябинске в 1935 году новогодние ёлки были организованы в школах, на катке «Динамо» и в Саду–острове. А в 1938 году огромная ёлка и ледовый городок впервые появились в центре города.
Детям нужен Дед Мороз
Новогодние утренники устраивали для детей и во время войны.
«Об этом мне рассказывала бабушка, которая много лет работала в детском саду в посёлке ЧГРЭС музыкальным работником. Вообще она окончила женскую гимназию, получила домашнее музыкальное образование, и именно это образование стало ее профессией, – рассказывает Елена Борисовна. – Бабушка сама писала сценарии детских праздников, ставила спектакли».
Как отмечает моя собеседница, именно в военные годы сотрудники детсадов считали, что без новогоднего праздника детей оставлять нельзя ни в коем случае.
«Были и новогодние елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, были и подарки, очень скромные – печенье, пряники, коржики. – говорит она. – Садики ведь тогда работали круглосуточно. Дети подолгу не видели своих родителей – папы были на фронте, а мамы днями и ночами работали на предприятиях. И, конечно, взрослые очень хотели порадовать детей, подарить им яркий праздник – даже в такое трудное время.
Каждому гостю – подарок
Кстати, знаменитый «цветочный костюм», о котором ранее шла речь, стал своеобразной женской традицией в семье Елены Рохацевич.
«Похожий костюм бабушка сделала для моей мамы, а потом костюм в форме корзины с цветами был и у меня. Этот наряд мы тоже смастерили своими руками. Для юбки был сделан каркас из проволоки, на него натягивалась ткань, а на ткань нашивали цветы из гофрированной бумаги. В этом костюме я, как бабушка когда-то на балу в Народном доме, заняла первое место в конкурсе костюмов», – рассказывает Елена Борисовна.
Вообще в советское время, и особенно в 1950-1960-е годы, конкурс костюмов был непременным условием новогодних праздников. «Все очень ответственно к этому подходили: придумывали, шили, клеили, все делали своими руками. Например, мне папа для школьного праздника сделал костюм новогодней елки. На зеленое платье была нашита гирлянда с лампочками, они загорались от батарейки, и все платье переливалось огнями», – вспоминает моя собеседница.
Была и еще одна семейная традиция – устраивать на Новый год домашний детский праздник. «Собирали всех друзей и соседей, все дети были обязательно в костюмах. Мы водили хороводы, пели песенки, танцевали, рассказывали стихи, бабушка играла на пианино. Я помню до сих пор эти светлые чудесные праздники, – рассказывает Елена Борисовна. – Еще бабушка каждому ребенку делала сладкие подарки.
Мы сами мастерили «обложки» для этих подарков – в виде корзиночек, хлопушек, большой конфеты. Делали их из гофрированной бумаги или картона. Сейчас подарки можно купить в магазине в красивых коробках, в 50-60 годах этого не было, поэтому все делали сами. Дарить подарки на Новый год не только своим детям, но и тем, кто к нам домой приходил на елку – так было принято в нашей семье».