Примерное время чтения: 7 минут
661

Кто пал за интернационал? Монахини ухаживают за памятником и строят храм

АиФ-Челябинск №28 13/07/2016
Храм восстанавливается только на народные деньги.
Храм восстанавливается только на народные деньги. / фото Олега Астахова / АиФ

В селе Булзи стоит памятник, грустный и смешной одновременно. На мраморной плите выбито так: «Павшим борцам за идею Комунны Сосыалистическаго интернационала». Для усиления эффекта сбоку неизвестный автор добавил: «Павшим от рук наёмных империалистов». Так и представляешь себе, как сгрудились возле могилки малограмотные горячие революционеры и произносят малопонятные, но такие красивые и хлёсткие слова…

Прошло сто лет, и памятник никому не нужен. По иронии судьбы за ним следят только православные монахини - штукатурят и подкрашивают фундамент, выдёргивают крапиву. Одновременно восстанавливают старинную церковь, разрушенную теми самыми революционерами. Теперь красная звезда и золотые кресты мирно сверкают рядышком, на самом высоком пригорке села Булзи, что в Каслинском районе Челябинской области.

Навоз из храма

Ольгу Викторовну Новгородцеву хорошо знают и помнят многие челябинцы. Долгое время она проработала в ГО и ЧС, выступала по телевидению, рассказывала о пожарах. Но несколько лет назад как отрезало: она стала монахиней Феодосией, и даже самые близкие люди не вспоминают о том, светском имени. Матушку «бросили» на один из самых трудных, казалось, неподъёмных участков - восстанавливать старинный храм Покрова пресвятой Богородицы в селе за сто километров от Челябинска. А в придачу - ещё и женский монастырь, который здесь был когда-то. От монастыря остались одни воспоминания да фундамент церковноприходской школы. В храме пережидала солнцепёк деревенская скотина. Всё было загажено, запущено и грустно.

«С первых дней мы обратились к людям: друзьям, единомышленникам, единоверцам, потому и дело пошло, - рассказывает монахиня Феодосия. - Сначала все вместе выскребали навоз из храма, вывозили грузовиками мусор. Штукатурили здание старой школы, где предстояло жить монахиням. Одновременно сажали картошку на двух огородах, чтобы было чем кормить приезжих. Работы шли по всем фронтам, я иногда сама удивляюсь - как всё успевали?»

Красная звезда и золотые кресты мирно сверкают рядышком.
Красная звезда и золотые кресты мирно сверкают рядышком. Коллаж АиФ/ фото Анны Усмановой

Всего три года прошло. На Покровской церкви поставили крышу и купола, заштукатурили кирпич, покрасили. Теперь белоснежные стены и ярко-голубой купол видно с дороги, за десять километров. В монашеском доме устроили временный храм, кельи для сестёр, трапезную, где одновременно кормят десятки человек. Община приобрела старинный дом на горе, где остаются ночевать приезжие трудники. Ещё в одном доме, дореволюционном магазине, живут две бригады рабочих.

«У нас никогда не бывает тихо и безлюдно, - рассказывает сестра Иулиания. - Меня назначили ответственной за трапезную, и из кухни я буквально не выхожу. Только приготовишь завтрак, накормишь всех, посуду перемоешь, а уже пора готовить обед, потом ужин. А ещё и заготовки делать, запасы на зиму. На самом деле это сильно выматывает. Нам же ещё молиться надо. Кроме богослужений, которые проводит наш батюшка Алексей, у нас ещё ежедневные утренние и вечерние монашеские молитвы. Так что когда приезжают помощники, мы очень рады».

Собираем по рублю

Людей, которые приезжают поработать в монастырь, называют трудниками. Это действительно мощная группа поддержки. Работы хватит на всех. Два огорода по 25 соток: картошка, сотни кочанов капусты, помидоры, фруктовый сад на горе - всё надо постоянно поливать и полоть. На строительных площадках нужно вывозить мусор. Трапезная вообще горячая точка, больше недели возле кастрюль никто не выдерживает. Поэтому матушка Феодосия на своей страничке в соцсети и обращается ко всем друзьям и единоверцам за помощью.

«Наш храм восстанавливается только на народные деньги, - рассказывает монахиня Феодосия. - У нас нет богатых спонсоров-олигархов, которые бы подмахнули чек на миллион. Мы собираем по рублю: сначала на крышу, на купола, окна. Всё идёт по чёткому плану. Вот сейчас у нас такие первоочередные задачи: установить в храме четыре входные двери с тамбуром, выложить три каменных крыльца - парадное и два боковых, достелить до конца деревянный пол, изготовить кованые решётки для окон. Очень важная работа предстоит - соорудить четыре печи для обогрева церкви. Всё нужно успеть до осени, чтобы можно было законсервировать храм в зиму».

Матушка рассказывает, что материалами монастырь запасся, а вот денег на оплату рабочим нет.
Матушка рассказывает, что материалами монастырь запасся, а вот денег на оплату рабочим нет. Фото Анны Усмановой

Матушка рассказывает, что материалами монастырь запасся, а вот денег на оплату рабочим нет. Сейчас две бригады профессионалов работают с надеждой, что сёстры всё оплатят. Каменщики предоставили серьёзную скидку на огромное парадное крыльцо, но всё равно это большие деньги - 50 тысяч рублей, их надо где-то взять. Поэтому сёстры снова обращаются за поддержкой ко всем южноуральцам. А ещё здесь ждут трудников, которые бы помогли посильной работой на огороде и в трапезной.

Кстати

Где ещё нужна помощь

Как доехать до женской обители в селе Булзи По трассе Челябинск - Екатеринбург 108 км, затем поворот направо на Багаряк, через 10 км будет поворот налево в село Булзи.

Телефон монахини Феодосии: 8-932-303-06-05.

Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка 4276 8800 6995 0651 (получатель Новгородцева Ольга Викторовна - монахиня Феодосия).

Храм Вознесения Господня села Багаряк - памятник архитектуры регионального значения, был построен в 1820 году. Местные жители уже несколько лет пытаются восстановить разрушенную постройку, но для этого нужны ещё рабочие руки. Ну и деньги. Стоимость кровли - 1 564 400 рублей. Спонсоров у прихода нет, богатых людей в Багаряке тоже не водится. Настоятель храма - иерей Сергий Топычканов, телефон 8-922-720-80-49.

Николай Попов, краевед, автор книги «Крестьянский род Поповых из села Булзи»:

Летом 1918 года войска белочехов заняли нашу деревню и начали зачистку от коммунаров. Первым был убит Иван Деменьшин. Он только что с Первой мировой войны вернулся, ему было 23 года. Старики говорят, что он подорвался возле храма на гранате – видимо, вступил с белочехами в бой. Второй погибший – Филимон Глазырин. Он в Булзях был первым проводником советской власти. Его расстреляли 18 августа. Третий – Андрей Гусев – был первым милиционером в Булзях. Его вместе с мужиками из села Канево арестовали и повезли на Каслинский завод в тюрьму, и на озере Алабуга расстреляли. Отец Гусева выпросил труп сына и привез сюда. Всех троих сначала похоронили на кладбище, отпевали в Покровском храме. Это был июль–август 1918 года. А в июне 1919 года белые из села ушли. Спустя время, в 20–х годах, останки коммунаров достали, и около храма сделали братскую могилу. В честь Филимона Глазырина назвали улицу. Памятник заказывали где–то в Каслях, в те годы о грамотности никто не задумывался. Почему решили сделать обелиск? Да потому, что больше красных в Булзях и не было. В годы гражданской войны наши мужики ни к белым ни к красным не ходили. Придёт красная гвардия – они в лес сматываются. Придёт белая гвардия – мужики снова в лес.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах