О проблемах с выбросами на Южном Урале знают все. Слова «НМУ» и «смог» уже выучили даже детсадовцы. И сколько бы ни говорили о смоге, вопросов не становится меньше. Простой детский вопрос мучил нашу редакцию несколько дней: как берут пробы в лаборатории и как городской воздух попадает на исследование?
Зачем метеорологам игрушки?
Пробы воздуха в Челябинске берут как передвижные лаборатории, так и стационарные посты. Попасть в передвижные лаборатории непросто, потому что часть из них работает только на коммерческой основе. Вызывают машины на замеры чаще всего на заводы, когда последние желают узнать, как испорчен воздух. По жалобам населения выезжают лаборатории министерства экологии области и регионального управления федеральной структуры - Росприроднадзора. Но сами специалисты говорят, что замеры передвижных лабораторий в одном и том же месте часто разнятся и не могут дать объективной картины. Поэтому наш выбор пал на стационарные посты Челябинского гидрометеоцентра. В городской черте расположено восемь стационарных постов, хотя по норме их в Челябинске должно быть от 10 до 20. Строили их в 1960-е годы, и с тех пор ничего нового не появилось. В этом году посты прошли проверку на соответствие современным требованиям.
Забор проб воздуха на четырёх из восьми постов делается три раза в сутки (7.00, 13.00, 19.00), на других четырёх - четыре раза в сутки (дополнительно автоматически в час ночи).
Корреспондент «АиФ-Челябинск» посетил пост, который расположен в районе дома № 36 на улице Российской. С виду это незаметная кирпичная «избушка», которую челябинцы считают кладовкой ДК ЧЭМК или раздевалкой соседнего стадиона. Кирпичом постройку обложили в конце 1990-х, когда охотники за металлом содрали металлическую обшивку. В 12.45 у поста появилась работница Гидромета Наталья Николаевна. По специальности она педагог, из-за мизерной пенсии нашла себе подработку в лаборатории, три года трудится здесь.
Небольшая каморка три на три метра увешана разнообразными приборами: психрометры, аспираторы, счётчики газа, термометры. Ещё есть секундомеры и… пылесос. Ему отведена не последняя роль в процессе. Чистенький бумажный фильтр помещают в специальную трубку и выставляют её в отверстие в стене с буквой «Ю», потому что по радио с утра сказали, что ветер сегодня юго-западный. Нажимаем на кнопочку, и система из психрометров, пробирок и пылесоса с разнообразными сорбентами оживает.
Пылесос втягивает воздух, и он проходит сложный лабиринт. В некоторых пробирочках начинает булькать жидкость. Психрометр работает достаточно громко. Всё это продолжается ровно 20 минут. И часть пробирок отправляется каждая в свой пакетик с надписью «сера» или «фенол». Другая часть продолжает «работать» ещё, пока секундомер не закончит отмерять время. Наконец, всё смолкает.
Фильтр, который ловил пыль на улице, возвращаем и аккуратно пинцетом укладываем в упаковку. В лаборатории специалистам предстоит взвесить собранную пыль. Из-за того, что на улице влажно, грязи на фильтре осело совсем немного. Другое дело, когда в городе сухо и безветренно. За те же 20 минут фильтр становится серым. Об этом рассказывает нам лаборант.
Взяв шину от футбольного мяча и самый обычный ручной насос, отправляется на следующий замер. Наталья Николаевна встаёт по направлению ветра и начинает качать мячик насосом. По правилам отбора проб, держать мячик над землёй нужно на высоте полутора метров. Эту тонкость мы соблюли. Запоминаем номер мячика - 53-й. Нам ещё предстоит найти его в лаборатории, чтобы узнать результаты. Осталось только зафиксировать температуру воздуха и заполнить необходимые графы в журнале.
Сколько весит пыль?
К полудню следующего дня мы без промедления приезжаем к зданию челябинского Гидрометцентра. Наша цель - узнать результаты вчерашнего забора. Уже понятно, что особо высоких показателей не ожидается, дождь и ветерок сделали своё дело: в городе видно небо, хоть и в тучах, но иногда среди них проглядывало и солнце. В одной из лабораторий специалист нашла наш вчерашний фильтр. Пыли в нём оказалось в пределах нормы. Что касается присутствия бензпирена, то об этом мы сможем узнать только через месяц, когда все фильтры ноября проанализируют в Екатеринбурге.
Мощности лабораторий Гидрометцентра в Челябинске ограничены восемью показателями - в оперативном режиме челябинский Гидрометцентр наблюдает только диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, сероводород, формальдегид, фенол, фторид водорода, аммиак.
Чтобы узнать об остальных, мы отправляемся в другие лаборатории. В одной из них находим множество надутых шин от футбольных мячей. Без труда находим мячик под номером 53. Газоанализатор, пропустив через себя воздух из мячика, выдаёт показатель 0,3.
«Допустимый предел оксида углерода в воздухе составляет 3, а у нас тут только 0,3. Так что всё в пределах нормы. А вот в феврале этого года у нас был рекорд: воздух, взятый на улице Трудовой, выдал показатель 30,6. Наш газоанализатор запищал, предупреждая об опасной концентрации вредных веществ», - рассказывает лаборант челябинского Гидрометеоцентра.
В следующей комнате во вчерашние пробирки добавляют различные реагенты - серную кислоту, силицид натрия, гипохлорид натрия, нитропруссид натрия. Но окраска во всех пробирках очень бледная: ни формальдегида, ни аммиака нет. Опасного количества вредных веществ не обнаружено ни по одному из показателей. Последние три дня, к счастью, в Челябинске действительно воздух был без едкого запаха.
Комментарий специалиста
Руководитель лаборатории воздуха челябинского Гидрометцентра Ирина Носова:
«Особо вонючего запаха в городе я лично не чувствую. Есть запах от греющихся машин утром, бывает запах с заводов, но он такой, каким был ещё со времён моего детства.
Давайте рассуждать логически: заводы в городе работают с 1930-х годов, новых производств нет. Значит, дело не в заводах. Я считаю, ситуацию усугубили машины. Число машин в городе растёт год от года. В Екатеринбурге также 8 постов, но в Свердловской области постов побольше, чем у нас. У нас в области пять постов ещё есть в Магнитогорске и два в Златоусте. Если почитать метеорологический ежегодник, то по данным сразу видно, что в Челябинске далеко не самый плохой воздух. Та же проблема есть в Красноярске и Норильске.
Сведения о том, что ситуация с воздухом в Челябинске ухудшается, не совсем верны. Гораздо грязнее, чем в этом году, был воздух в 2014-м. Тогда по градации он был очень грязный, а в 2015-2016 годах он стал просто грязный. В 2014 году показатель бензапирена максимальный среднемесячный был 15, то в 2015-м - 13, в 2016-м - 8».
Мнение:
Экозащитник Виталий Безруков:
«Система мониторинга воздуха в Челябинске абсолютно неэффективна и далека от совершенства. Слишком мал перечень тяжёлых металлов, которые могут уловить имеющиеся приборы и анализаторы. Вместе с тем есть целый список химических элементов, которые замеряют на постах, но уже много лет не могут выявить их присутствие в воздухе. Всё оттого, что список исследуемых элементов давно не пересматривался.
Ещё один минус наших стационарных постов - их расположение. Они были построены очень давно и не могут дать объективную картину, потому что их застроили зданиями. Из-за того что вокруг стационарных метеопостов выросли высотные дома, при замерах нет тех ужасающих цифр, которых все ждут, ведь самый грязный воздух - у дорог и у заводов.
В ряде регионов уже функционируют стационарные посты на автомагистралях и городских дорогах, которые делают замеры воздуха автоматически. К сожалению, в Челябинске нет ничего подобного».
Взгляд:
Начальник ОГКУ «Центр экологического мониторинга» Константин Лукьянов:
«Сейчас в распоряжении министерства экологии Челябинской области находятся две передвижные экологические лаборатории. Вторая поступила не так давно и пока проходит стадию оформления. На замеры загрязнённости воздуха в Челябинске выезжает одна мобильная лаборатория. Выезды совершаются ежедневно. Маршрут выстраивается, учитывая погодные условия и режим НМУ. Лаборатория делает замеры воздуха в тех точках города, которые прописаны в регламенте. Чаще всего пробы воздуха берутся в густонаселённых микрорайонах города, а также на границе промышленной зоны и жилых кварталов. Регулярно замеряется загрязнённость воздуха на автомагистралях. Наличие таких передвижных лабораторий позволяет нам получать более оперативную и целостную картину о состоянии воздушной среды города. Кроме того, даёт нам возможность оперативно реагировать на жалобы населения».