Примерное время чтения: 13 минут
130

«Я жду трамвая». Когда в Челябинске закончится транспортный коллапс?

Уже не первый месяц челябинцы жалуются на перебои в работе общественного транспорта. Автобусы, трамваи и троллейбусы ходят не по расписанию, людям приходится подолгу стоять на остановках, опаздывать в школу и на работу.

О том, когда закончится транспортный коллапс в Челябинске, рассказал замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.

Водителей не хватает

Корреспондент chel.aif.ru Наталья Зверева: Почему плохо ходит общественный транспорт?

Александр Егоров: Из-за последствий больших снегопадов, которые начались в декабре и закончились в январе, работа транспорта была нарушена. Причины две. Первая: снизилась скорость движения, транспорт стал ездить медленнее, а интервалы между рейсами выросли. Вторая причина — нехватка водителей. Сегодня у МУП «Служба организации движения» и МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» не хватает около сотни водителей автобусов. Такой же дефицит водителей и на электротранспорте, нам нужны сто трамвайщиков и троллейбусников. Соответственно, не соблюдается расписание общественного транспорта, не выполняются рейсы. Средний процент выполнения рейсов сейчас на уровне 80%. Так, по автобусам большого класса план примерно 250 единиц в день, по трамваям — 160, но выходит на маршруты, конечно, гораздо меньше. Часть трамвайной техники сейчас в ремонте, часть на гарантийном обслуживании. Объявлена закупка дополнительной техники, объявлен набор водителей. Когда того и другого станет больше, ситуация должна нормализоваться. Региональная власть помогает муниципальным предприятиям решать эти проблемы, также осуществляется контроль по ежедневному выпуску на линию. Ещё в четвёртом квартале прошлого года провели несколько штабов у курирующего вице-губерантора Сергея Шаля, необходимые решения были приняты. Благодаря этому продолжается индексация заработной платы сотрудников, улучшаются условия их труда и отдыха. Но темпы улучшений необходимо наращивать.

— Почему транспорта то долго нет, то автобусы, трамваи и троллейбусы идут один за другим?

— Такое явление действительно не редкость. Может произойти авария или транспортный затор. Все видели: если случается ДТП на трамвайных путях, вереница трамваев стоит. Машины оформились, уехали — трамваи пошли. Поэтому совместно с городской властью третий год ведётся работа по приоритезации проезда трамвая, как на перегонах, так и на пересечениях. Многовагонный трамвай имеет максимальную провозную способность пассажиров, поэтому так важно заниматься этим и дальше, сокращая возможные случаи остановки трамвайного движения. Что касается автобусов, то количество выделенных полос для них в городе пока ещё очень мало, всего 29 км. А те, что имеются, не всегда эффективно очищаются и контролируются. Министерство неоднократно направляло письма в мэрию Челябинска по выстраиванию приоритетной очистки именно полос для общественного транспорта, исключению складирования на них снежных отвалов. Пока не произойдут структурные изменения на этот счёт, интервалы движения автобусов из-за пробок будут сбиваться.

Также бывают ситуации, когда при высоком пассажирообмене люди выходят и садятся в автобус довольно длительный промежуток времени, высадка и посадка может занимать от 20 до 60 секунд. Вот и получается, что следующий автобус остановку за остановкой нагоняет предыдущий, т. к. в него садится меньше пассажиров и посадка осуществляется в разы быстрее. Особенно это касается часто ходящих маршрутов, например, 64 и 2, у которых интервалы между рейсами до пяти минут в час пик.

— Что нужно сделать, чтобы транспорт ходил по расписанию?

— По трамваям — достичь максимального обособления трамвайных путей от прочего транспорта. В тех городах, где нет метро, развивают скоростное трамвайное движение. Мы идем по этому пути, реализуем проект метротрама, который в подземной части не будет зависеть от пробок, а выходя на поверхность, тоже будет на 100% обособлен, никакие заторы или аварии не должны влиять на его движение. Будем и дальше обособлять трамвайные пути, выделять отдельные светофорные фазы для трамвая и внедрять петлевые детекторы, чтобы трамваи имели приоритет на светофорах. Автобусы будут ходить по расписанию, когда сеть выделенок станет магистральной и охватит основные улицы города, как, например, это сделано в Казани и Москве. Активно внедряем «гармошки», это автобусы особо большой вместимости. У них больше дверей, поэтому пассажирообмен на остановках интенсивнее. Пока в Челябинске всего три «гармошки» ежедневно выходит на линию, ещё 10 новых ждём до конца февраля. Также провели торги на закупку ещё 55 новых трамваев, это позволит значительно нарастить выпуск, увеличить число сцепок.

— Почему новые трамваи часто сходят с путей?

На самом деле с путей сходят как новые, так и старые трамваи. Проблема ещё и в самих путях: их 20 лет никто не ремонтировал! Сейчас мы этим занялись, за три года отремонтировали 28 км одиночного пути. В 2023 году начали ремонтировать не только перегоны, но и сложные узловые пересечения, где наиболее часто происходили сходы. В ближайшее время возьмем ещё три узла в работу — на пересечении пр. Победы и ул. Каслинский, на Теплотехе и возле парка на Комсомольской площади. Когда эти работы завершатся, сходов станет меньше. Мы каждый год составляем карту сходов трамваев с рельсов, изучаем причины и стараемся оперативно ремонтировать проблемные участки.

— Почему часто падает напряжение на трамвайных путях, и трамваи снова встают?

— Помимо видимой части — трамваев, рельсов, контактной сети, есть еще невидимая часть для пассажиров. Это тяговые подстанции, которые не ремонтировались точно так же, как и рельсы, много лет. В ближайшие годы планируется обновить 30 троллейбусных тяговых подстанций — 3 построить с нуля, 24 модернизировать и еще 3 полностью реконструировать вместе со зданием. Следующим этапом будем заниматься заменой трамвайных тяговых. Также постоянно ведутся работы по замене изношенных кабелей. Это повысит энергонезависимость от всевозможных срывов и выходов трамваев из строя.

— Почему нет единой системы оповещения пассажиров о том, что тот или иной маршрут встал на линии?

— Есть телеграм-канал «Челябгэт происшествия», там можно найти всю информацию по ограничению движения трамваев и троллейбусов, она размещается буквально в течение 5-7 минут после происшествия. Когда ограничение снимается, и трамвай начинает ехать, появляется запись о том, что движение восстановлено.

Многие остановочные комплексы сегодня оборудованы мониторами (табло) со временем прибытия трамваев и троллейбусов в онлайн-режиме. Табло принадлежат мэрии Челябинска. Сейчас на остановках по ул. Цвиллинга тестируем программу, чтобы при остановке движения в нижней части табло появлялась бегущая строка, которая бы информировала людей о происшествии на маршрутах. То есть в перспективе на все новые табло такая информация также будет распространяться. Такими табло охвачены уже три муниципалитета — в Челябинске, в Копейске скоро начнётся установка и в этом году в Магнитогорске появится около сотни табло.

Есть обращения, подтверждающие, что время прибытия транспорта на табло не соответствует реальному. Информацию табло получают от ГЛОНАСС-устройств транспортных средств. При расчёте времени прибытия конкретного транспортного средства на остановку, табло складывает плановое время прохождения остановок до ближайшего транспортного средства на маршруте и пытается предугадать время его приезда на эту остановку. Бывают и другие случаи — неисправность передачи координат, отсутствие GSM-сети. Иногда автобусы попадают в зону, где теряется сигнал, и не могут передавать ГЛОНАСС-сигналы. Бывает неисправно ГЛОНАСС-оборудование, как встроенное в табло, так и встроенное в автобус. Но таких случаев с каждым годом все меньше.

«Транспортные предприятия недополучают выручку»

— Почему дорожает проезд?

Год назад произошла индексация. За этот год цены выросли на все — и на продукты питания, и на запчасти. Сейчас какие-то запчасти покупаем у российских производителей, какие-то у китайских, но подорожало всё. Мы проанализировали: за полгода 6 городов-миллионников из 14 подняли стоимость проезда. Челябинск сейчас на третьем месте снизу, то есть наши 28 рублей — одна из самых низких цен за проезд. В Краснодаре поездка в общественном транспорте стоит 40 руб., в Перми — 35, и планируют поднять до 37. За наличку у нас ездит всего 11% людей, для них проезд равен 35 руб. Но большинство ездит по транспортным картам, для них — 28, по банковским — 29 рублей. При этом средняя стоимость поездки в общественном транспорте по России уже достигла 33 руб. По факту наши транспортные предприятия недополучают выручку. Поэтому они не могут, как те города, где стоимость проезда сильно выше, опережающим темпом и в больших объёмах самостоятельно закупать и обновлять подвижной состав, повышать зарплату водителям, чтобы в том числе исключать дефицит кадров. Это всё связано.

— Почему маршрутки не работают по пересадочному талону?

— Касаемо пересадочной модели. В Челябинске сейчас действует проездной билет за 1200 руб. в месяц. Там никакого ограничения по времени нет, можно совершить хоть 500 поездок в месяц, любая пересадка будет бесплатной. То есть если вы каждый день, 22 будних дня в месяц, ездите туда-обратно хотя бы на одном виде транспорта, вы смело можете покупать проездной, он будет выгоден. Также бесплатная пересадка в течение 60 минут действует при оплате проезда по транспортной карте на муниципальных маршрутах (с номерами от 1 до 99), а на межмуниципальных маршрутах (с номерами больше сотни) стоимость пересадки составит всего 5 рублей. Во многих городах вообще нет бесплатной пересадки. Например, в Перми и Твери пересадка стоит 15 руб.

Важно уточнить, что бесплатные пересадки и проездные действуют на муниципальных маршрутах Челябинска, работающих по регулируемому тарифу. На данный момент это примерно 60% от всех маршрутов, полный список маршрутов по регтарифу можно посмотреть на сайте gortrans74.ru в разделе «Автобус», а по нерегулируемому тарифу — в разделе «Маршрутное такси». С каждым годом всё больше маршрутов переводится с нерегулируемого на регулируемый тариф в целях повышения качества перевозок и постепенного включения всех маршрутов в единую билетную систему.

Касаемо пересадок — организатор перевозок не может обязать маршрутчиков (маршруты по нерегулируемому тарифу) принимать транспортные и банковские карты, проездные, льготы и бесплатные пересадки, это возможно только по согласованию. И у нас есть на вскидку порядка 10 маршрутов, которые принимают единые проездные и транспортные карты.

Транспортная реформа продолжается. В ближайшие два года ещё часть маршрутов перейдёт на регулируемый тариф, а значит, еще больше маршрутов присоединится к системе с единым проездным и бесплатными пересадками.

О новых маршрутах

— Когда решат проблему с маршрутками в Копейске?

— В Копейске с 1 января закончились свидетельства у маршрутов, работающих по нерегулируемому тарифу. Идёт обновление перевозок всего рынка и переход на единый тариф. Сегодня Копейск обслуживают 19 маршрутов, на 15 из них выиграл конкурс МУП «КПА» и ещё на 4 — частные перевозчики. Часть старых перевозчиков, которые работали по нерегулируемому тарифу, не захотели работать по новым правилам и не стали участвовать в конкурсных процедурах. Но другая часть вышла на обслуживание 4 маршрутов, также ряд водителей из маршруток трудоустраивается сейчас в МУП для работы на новых автобусах. Думаю, в феврале МУП закроет проблему с водителями. Тем более, что с 1 декабря у них повышенная зарплата. Машин хватает: у МУП «КПА» — 80 машин, больше 50 из них на ходу. На рейсы выходит примерно 89% состава и дополнительно еще закупается 9 автобусов малого и среднего класса марки ГАЗ и ПАЗ. В феврале они уже выйдут на линию для усиления перевозок, сокращения интервалов движения.

— Когда запустят маршруты там, где они нужны?

В Челябинске примерно 160 остановок не хватает для того, чтобы запустить маршруты общественного транспорта там, где они сегодня необходимы. Например, на Елькина нет остановок, значит, по закону там маршрут запустить нельзя. Или улица Куйбышева, где много многоквартирных домов, которые более чем на 500 метров удалены от автобусных остановок на Комсомольском проспекте. Все такие места выявлены в рамках проведённого исследования ЮУрГУ, учтены в документах транспортного планирования, маршруты там будут запущены в течение 3-4 ближайших лет. В прошлом году 20 новых остановок КДХ уже оборудовали, сформирован план по обустройству новых остановок на ближайшие 3 года. После организации остановок появится возможность запускать новые, либо изменять существующие маршруты, заводя их на новые улицы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах