Встреча подрядчика и депутатов гордумы с жителями Советского района Челябинска закончилась скандалом. Живущие в Мебельном посёлке горожане раскритиковали планы реконструкции улицы Дарвина.
Кошмар или спасение?
Участок дороги попал в федеральное финансирование по проекту «Безопасные и качественные дороги». Вместо кольца на мебельной фабрике сделают Т-образный перекрёсток, путепровод на Троицкий тракт расширят и до шести-восьми полос увеличат дорогу на Дарвина. Это три проекта в одном.
Узнав о планах реконструкции развязки, местные жители ужаснулись: «Напоминает кольцо на «Алмазе», там тот ещё кошмар!»
Проект рассчитан до 2020 года, выиграла его компания «Южуралмост», и это дало повод для пересудов, ведь компанию ранее обвинили в сговоре с экс-губернатором Борисом Дубровским. Цена вопроса – 824 млн рублей.
Больше всего проект не понравился жильцам домов на улице Дарвина. Люди посчитали деревья (369), которые пойдут под снос. Оценили перспективу: восемь полос вместо трёх, шумозащитный экран вместо деревьев. «Нам сказали, что от дорожного полотна до домов будет 15 метров, и этих метров достаточно для защитной полосы для деревьев, тротуара и выхода из домов, – рассуждает активист движения «Челябинск, дыши!» Андрей Костенко. – Но туда нужно втиснуть ещё и газопровод, который там проходит вдоль дороги. Над коммуникациями никто деревья высаживать не будет».
Чиновникам было что ответить. Они посчитали трафик автомобилей по кольцу: в час пик больше 1 200 машин за 60 минут. «Мы сделали так на Свердловском – Куйбышева, и сейчас там нет пробок. После появления Т-образного перекрёстка и светофоров трафик вырастет на 30-40%», – пообещал замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников.
Не смогли договориться
Жители микрорайона в один голос говорят: пробки на улицах Дарвина и Блюхера образуются не из-за узости проезжей части, а потому что машины далее упираются в «бутылочное горлышко» – путепровод на Троицкий тракт. Этот мост и нужно расширять, с чем согласился каждый присутствовавший на встрече. Но улицу Дарвина, твердили жители, лучше не трогать.
А подрядчик объяснял: смета утверждена на все три объекта, откажешься хоть от одной части – и федерального финансирования не видать. «“Пилить” проект нельзя, все три вводятся в строй одновременно. Изменение схемы повлечёт за собой новые согласования и отодвинет стройку моста ещё на пятилетку», – заявил представитель «Южуралмоста».
Депутаты, приглашённые на встречу, остужали пыл собравшихся такими примерами: «В моём округе был случай: в одном дворе не смогли договориться, и деньги ушли другому двору. Нам никак нельзя отказываться от этого проекта!»
Лидер сообщества «Челябинский урбанист» Лев Владов счёл эту встречу «милой игрой в демократию перед выборами»: «Нас собрали, хотя дорожники уже заключили контракт c подрядчиком, – сказал Владов. – Нельзя рассуждать о пропускной способности исключительно по количеству автомобильных полос. Жильцам на Дарвина пообещали сделать шумозащитный экран. Это такой сплошной непрозрачный забор, который делает на улице атмосферу зоны. Мы посмотрели в КСОДД – документ, по которому развивается город. Там есть указания по Троицкому мосту и ничего нет по реконструкции кольца и расширению Дарвина. Дорожникам всё равно, им нужно как можно проще освоить деньги, поэтому они ищут вялые аргументы в пользу расширения улицы».
Общественники предлагают разбить выполнение контракта на этапы и в первую очередь заняться реконструкцией моста, вообще не трогать улицу Дарвина и по возможности пересмотреть проект по кольцу. Чиновники и подрядчики отвечают: процесс уже пошёл, проект остановить нельзя. На улице Блюхера уже начались работы по расширению проезжей части в сторону Уфимского тракта, гаишники поставили временные знаки.
Комментарий специалиста
Руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова:
- Если конкурс по выбору подрядчика отыгран и контакт заключен, расторгнуть его можно только в судебном порядке. С иском в Арбитражный суд может обратиться УФАС, если выяснится, что было нарушение антимонопольных требований, участник торгов, чьи права и интересны оказались ущемлены.
На практике суды крайне редко расторгают контракты. Для этого должны быть существенные нарушения.
Формирование лотов – это потребность заказчика. Как сформировать лот, решает он. Закон запрещает только технологически и функционально несвязанные между собой работы включать в один лот.
Развязка на Дарвина, расширение дороги и ремонт моста – здесь, навскидку, прослеживается взаимосвязь. А то, что это дорого, понятно, сам проект большой.