Примерное время чтения: 6 минут
1059

День рождения «рогатых». 15 фактов о челябинских троллейбусах

Троллейбус марки МТБ-82.
Троллейбус марки МТБ-82. / фото Юрия Маллера / АиФ

5 декабря свой день рождения отмечают челябинские троллейбусы – этот вид электротранспорта появился в южноуральской столице 74 года назад. «АиФ–Челябинск» собрал самые интересные факты из истории «рогатых».

1. Изначально открыть троллейбусное движение в Челябинске планировали к годовщине Октябрьской революции – 7 ноября 1942 года. Однако из–за дефицита материалов, оборудования и мужской силы в тяжёлый военный год сделать это удалось спустя почти месяц.

2. Первыми на линию вышли 15 троллейбусов ЯТБ–1 с деревянным кузовом, эвакуированные из Москвы. Водительские курсы также приходилось оканчивать в столице.

3. Первым водителем троллейбуса в Челябинске стала Анна Ионовна Попова, её напарницей была Зоя Михайловна Абрамова.

Анна Попова за рулём троллейбуса.
Анна Попова за рулём троллейбуса. Фото Юрия Маллера

4. Протяженность троллейбусных линий на день открытия составляла 18 км. Действовало два маршрута: №1 «Вокзал – улица Клары Цеткин» и №2 «ЧТЗ – улица Клары Цеткин».

5. В 1948 Челябинск с завода им. Кирова получил 4 новых троллейбуса марки МТБ–82.

6. В 1970 году к 100–летию со дня рождения В. И. Ленина существующую троллейбусную линию от озера Смолино дотянули по улице Машиностроителей до улицы Энергетиков, вблизи Механического завода. Но до самого завода троллейбус так и не доходил каких–то 400–500 метров – мешали железнодорожные пути. Транспортное кольцо Ленинского района (ул. Гагарина – ул. Новороссийская – ул. Машиностроителей – Копейское шоссе) сомкнётся лишь в 1979 году.

7. Троллейбусную линию в Металлургическом районе проложили в 1967 году, но с остальным городом она не сообщалась, а машины ночевали в трамвайном депо №2. Лишь спустя 10 лет, 1 декабря 1977 года, троллейбусы с ЧМЗ вышли за пределы района.

8. С 1960 года до начала 90–х кондукторов в челябинских троллейбусах не было – до начала 80-х пассажиры пользовались кассами самобслуживания в салонах, а затем появились компостеры.

9. В 1992 году на линию вышел особо вместительный троллейбус–«гармошка» ЗиУ–683, в котором могли ехать до 150 человек.

ЗиУ 683
ЗиУ 683 Фото Евгения Киселёва мл.

10. В 1995 году весь электротранспорт Челябинска полностью радиофицирован. Радиостанции «КОРК» установлены на 403 единицах подвижного состава. Ещё 15 радиостанций – в диспетчерских пунктах.

11. В 1996 году Челябинск получил первые троллейбусные «иномарки» – в город из Будапешта доставили 19 машин марки Ikarus–280T 1989 года выпуска: 15 троллейбусов для работы на линии и 4 – на запасные части.

12. В начале 90-х в Челябинске работали троллейбусы по системе многих единиц (СМЕ), т.е. два троллейбуса были сцеплены друг с другом. Всего было две таких СМЕ. Длина такого «состава» составляла 24,9 м.

13. В 2000 году Челябинск «отобрал» новый троллейбус у столицы. Тролза–5264–01 с заводским номером №0000001. Он был разработан и изготовлен для Москвы по заказу мэра Юрия Лужкова, однако на выставке «Транспорт большого города» машина приглянулась южноуральцам, и её выкупили.

14. В 2007 году троллейбусный парк Челябинска пополнился 46 новыми ЛиАЗ–ТР5280, общая стоимость заключенного контракта составила 149 миллионов рублей.

15. В 2014 году в Челябинске создали 4 экспериментальных троллейбуса на автономном ходу – электробусы. Часть маршрута они могли преодолеть на встроенных аккумуляторах. Однако менее чем через год от них отказались – машины часто выходили из строя, особенно в жару.

ЛиАЗ 5280
ЛиАЗ 5280. Фото Александра Агишева

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах