5 декабря свой день рождения отмечают челябинские троллейбусы – этот вид электротранспорта появился в южноуральской столице 74 года назад. «АиФ–Челябинск» собрал самые интересные факты из истории «рогатых».
1. Изначально открыть троллейбусное движение в Челябинске планировали к годовщине Октябрьской революции – 7 ноября 1942 года. Однако из–за дефицита материалов, оборудования и мужской силы в тяжёлый военный год сделать это удалось спустя почти месяц.
2. Первыми на линию вышли 15 троллейбусов ЯТБ–1 с деревянным кузовом, эвакуированные из Москвы. Водительские курсы также приходилось оканчивать в столице.
3. Первым водителем троллейбуса в Челябинске стала Анна Ионовна Попова, её напарницей была Зоя Михайловна Абрамова.
4. Протяженность троллейбусных линий на день открытия составляла 18 км. Действовало два маршрута: №1 «Вокзал – улица Клары Цеткин» и №2 «ЧТЗ – улица Клары Цеткин».
5. В 1948 Челябинск с завода им. Кирова получил 4 новых троллейбуса марки МТБ–82.
6. В 1970 году к 100–летию со дня рождения В. И. Ленина существующую троллейбусную линию от озера Смолино дотянули по улице Машиностроителей до улицы Энергетиков, вблизи Механического завода. Но до самого завода троллейбус так и не доходил каких–то 400–500 метров – мешали железнодорожные пути. Транспортное кольцо Ленинского района (ул. Гагарина – ул. Новороссийская – ул. Машиностроителей – Копейское шоссе) сомкнётся лишь в 1979 году.
7. Троллейбусную линию в Металлургическом районе проложили в 1967 году, но с остальным городом она не сообщалась, а машины ночевали в трамвайном депо №2. Лишь спустя 10 лет, 1 декабря 1977 года, троллейбусы с ЧМЗ вышли за пределы района.
8. С 1960 года до начала 90–х кондукторов в челябинских троллейбусах не было – до начала 80-х пассажиры пользовались кассами самобслуживания в салонах, а затем появились компостеры.
9. В 1992 году на линию вышел особо вместительный троллейбус–«гармошка» ЗиУ–683, в котором могли ехать до 150 человек.
10. В 1995 году весь электротранспорт Челябинска полностью радиофицирован. Радиостанции «КОРК» установлены на 403 единицах подвижного состава. Ещё 15 радиостанций – в диспетчерских пунктах.
11. В 1996 году Челябинск получил первые троллейбусные «иномарки» – в город из Будапешта доставили 19 машин марки Ikarus–280T 1989 года выпуска: 15 троллейбусов для работы на линии и 4 – на запасные части.
12. В начале 90-х в Челябинске работали троллейбусы по системе многих единиц (СМЕ), т.е. два троллейбуса были сцеплены друг с другом. Всего было две таких СМЕ. Длина такого «состава» составляла 24,9 м.
13. В 2000 году Челябинск «отобрал» новый троллейбус у столицы. Тролза–5264–01 с заводским номером №0000001. Он был разработан и изготовлен для Москвы по заказу мэра Юрия Лужкова, однако на выставке «Транспорт большого города» машина приглянулась южноуральцам, и её выкупили.
14. В 2007 году троллейбусный парк Челябинска пополнился 46 новыми ЛиАЗ–ТР5280, общая стоимость заключенного контракта составила 149 миллионов рублей.
15. В 2014 году в Челябинске создали 4 экспериментальных троллейбуса на автономном ходу – электробусы. Часть маршрута они могли преодолеть на встроенных аккумуляторах. Однако менее чем через год от них отказались – машины часто выходили из строя, особенно в жару.