Жители Челябинска обеспокоены ситуацией с общественным транспортом: с каждым днём на улицы города выходит всё меньше автобусов. Тревогу испытывают и сотрудники транспортного предприятия, которые не знают, как долго оно сможет просуществовать. «АиФ–Челябинск» рассказывает о причинах кризисного положения, в котором сегодня находится МУП «ЧАТ».
Не дождаться
Сейчас городские автобусы совсем не выходят как минимум на четыре маршрута – №20, 23, 28 и 71. На жалобы пассажиров есть универсальный ответ: эти направления не отличаются рентабельностью, а предприятие вынуждено беречь каждую копейку. 31 октября 2016 года МУП «Челябинский автобусный транспорт» было признано арбитражный судом Челябинской области банкротом, и введено конкурсное управление. Основная задача таких мер – не допустить новых убытков. Поэтому обслуживать стараются только социально значимые и популярные маршруты.
В мэрии о проблемах знают. Глава города Евгений Тефтелев отметил на аппаратном совещании 6 февраля, что автобусов на городские маршруты стало выходить меньше в декабре–январе, ситуацию нужно менять за счёт ремонта вышедших из строя машин.
Нет автобусов – нет работы
Количество автобусов беспокоит не только пассажиров, но работников предприятия. В социальных сетях они просят о помощи, сообщая о том, что в автобусном парке уже более полугода не выплачивают зарплату, сотрудников увольняют, 80% автобусов не выходят на линию.
«На сегодняшний день заработная плата выплачивается в размере 50% вовремя, оставшуюся часть стараемся выплачивать в течение 10 дней и платим за каждый день просрочки. Из 311 автобусов в работе 95, ещё 23 машины в ремонте, простаивает 63% автобусов. Увольняются только по собственному желанию, автобусный парк выживет, и жить будет, но более компактный. К апрелю планируем довести число работающих автобусов до 110», – прокомментировали ситуацию в МУП «Челябинский автобусный транспорт».
Кто виноват
К банкротству и сложному финансовому положению, по словам экспертов, привело желание властей сократить нагрузку на бюджет и воплотить в жизнь миф о безубыточной работе муниципального транспорта. В погоне за этой мечтой был допущен ряд ошибок:
Ошибка первая: Осенью 2015 года Челябинская городская дума приняла решение об отмене регулируемого тарифа. Раньше разницу между экономически обоснованной ценой билета и той, что зафиксирована, компенсировали из бюджета города, теперь от этого отказались.
Ошибка вторая: С 1 ноября 2015 повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте сразу на 5 рублей (до уровня цен в маршрутных такси).
Ошибка третья: Увеличение с 1 декабря 2015 стоимости безлимитного тарифа для региональных льготников.
Ошибка четвертая: Отмена бесплатного проезда для пенсионеров. Теперь они доплачивают за каждую поездку по 10 рублей.
Всё это приводило к оттоку пассажиров из муниципального транспорта. По данным опроса, проведённого челябинским филиалом РАНХиГС, муниципальными автобусами постоянно пользуются лишь 11,5% челябинцев, в то время как маршрутные такси предпочитают почти 47%.
Отток пассажиров вместе с неуклонным ростом цен на ГСМ и запчасти ведут к удорожанию себестоимости поездки и, как следствие, к тяжелому финансовому положению. Это и загнало предприятие в долговую яму, из которой МУП самостоятельно выбраться уже не может.
Сейчас перед руководством МУП «ЧАТ» стоит задача удержать предприятие «на плаву» как можно дольше, чтобы не допустить в городе транспортного коллапса. Сколько ещё ждать разрешения ситуации пассажирам и работникам, пока не известно. Возможно, ответ на этот вопрос даст проверка, которую проводит контрольно–счетная плата Челябинской области.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: