«Метро Челябинску нужно и все это понимают», – неоднократно заявляли власти города и области. Но строительство метрополитена тянется с 1992 года, за это время его неоднократно замораживали, и даже хотели законсервировать тоннели подземки.
Выйти из сумрака
Сегодня в «Челябметрострое» работают около 250 человек – рабочие, обслуживающий персонал и те, кто изготавливает металлоконструкции для стройки. Но большинство из них – работники-первопроходцы подземки. Они каждый день спускаются в метро, чтобы следить за теми тоннелями, что уже пройдены, и проходить новые.
«Сейчас на всех площадках – рабочая ситуация, то есть в выработках поддерживаются водоотлив, вентиляция, энергообеспечение. Потому что метро – особо опасный объект, мы следим за его безопасностью для города», – рассказал корреспонденту «АиФ-Челябинск» генеральный директор «Челябметростроя» Валерий Мочалкин.
Что же касается возведения новых объектов, то в этом году работы ведутся только на станции «Торговый центр». Станционный комплекс длиной в 173 метра и высотой потолков в десяток метров строят закрытым способом, то есть прорывают его под землей.
На станции уже возвели свод в бетонной обделке. Но пока работа не завершена, его поддерживают специальные опоры.
Опять пятилетка?
В феврале этого года власти Челябинска и области вновь обсудили перспективы строительства метрополитена в столице Южного Урала. По мнению губернатора Бориса Дубровского и сити-менеджера Евгения Тефтелева, в разрастающемся городе-миллионнике подземка просто необходима.
Ведь через несколько лет в Челябинске обострится проблема пробок, а проводить очередную «революцию» и расширять дороги не позволит плотная застройка мегаполиса. Разгрузить дороги может подземка, которую при должном финансировании можно построить за пять лет.
«На сегодня из тоннелей пройдено порядка 60%, из четырех станций – «Комсомольская площадь» и один из её вестибюлей уже построены, на «Торговом центре» завершены работы по возведению вестибюля и наклонного хода станции, ведется строительство станционного комплекса. Чтобы завершить его, нужно ещё около двух лет, – уточняет Валерий Мочалкин. – Если работа закипит на всех точках метрополитена, то мы сможем построить объект и сдать его за пять-шесть лет».
Но для финансирования строительства по экспертным оценкам нужно «отсчитать» не менее 75 миллиардов рублей. В региональной казне таких денег не нашли, а федералы отказались оплачивать «стройку века» ещё в 2008 году.
И.о. декана факультета экономики ЧелГУ, кандидат экономических наук Алексей Шумаков рассказал корреспонденту «АиФ-Челябинск», что отдача денег от инвестиций в подземелье Челябинска будет, но достаточно медленная.
«Механизм возврата вложений будет касаться только задействованных сторон. Вспомните, как мы расплатились с тренером футбольной сборной России Фабио Капелло. Олигарх Алишер Усманов передал деньги федерации футбола в кредит. Похожий механизм может быть и у нас, в Челябинске», – отметил профессор.
Шумаков уверен, что достроенный метрополитен принесет городу не только репутационную прибыль, но и оживит деловую активность южноуральской столицы. Поэтому Челябинск сможет рассчитаться с инвестором за несколько десятков лет. Если этого не произойдет, то олигарх передаст долговые бумаги своим наследникам, чтобы они приносили семье неплохой доход.