Недавно в соцсетях появилось видео: после сильного дождя двое детей купаются в глубокой луже на проезжей части в Тракторозаводском районе Челябинска. Грязные волны воды практически накрывали мальчиков с головой. Почему город топит после дождей? Кто виноват и можно ли исправить ситуацию?
Кто портит ливнёвки?
«В периоды сильных дождей вода не сразу уходит в сети ливневой канализации, но это абсолютно не значит, что они не работают, – объяснил зампредседателя комитета дорожного хозяйства администрации Челябинска Александр Диденко. – В соответствии с временными нормативами вода должна уйти в течение 30-90 минут после ливня. Если через час вода осталась, вот тогда беда. У нас есть специальная служба, которая выезжает и ликвидирует места подтоплений. В телеграм-канале «Челябинский дорожник» ежедневно публикуется информация о том, где она работает. Сообщить о неработающих ливнёвках и разливах воды можно по телефону 727-46-26».
Мэр Челябинска Наталья Котова заявила, что в областном центре неизвестные намеренно портят ливневую канализацию, чтобы скомпрометировать работу городских властей.
«Иногда на дорогу действительно бросают специальные мешки или ещё как-то закрывают ливнёвки, чтобы вода не уходила, – прокомментировали в пресс-службе администрации города. – На прошлой неделе у нас была ситуация, когда после сильного дождя стояла вода на улице Хохрякова. Дорожники туда срочно выехали и выяснили, что ливнёвки закрыты промышленной плёнкой. Убрали плёнку – вода тут же ушла. А в это время кто-то ловил хайп на том, что улицы залиты. Если подобное будет повторяться, будем искать виноватых и наказывать!»
Вместе с тем Наталья Котова отметила, что в городе есть и реально проблемные участки, где после сильных дождей вода подтапливает дороги. Где-то, по словам мэра, ливнёвки уже старые, в некоторых местах они были изначально неправильно устроены прежними подрядчиками. Глава поручила своему заместителю собирать информацию о таких местах, чтобы в следующем году провести ремонт.
Забились тополиным пухом
Часть дорог в советские времена строили без ливнёвок. Это подтвердили в МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей».
«В основном мы имеем разливы воды после сильных осадков именно там, где нет ливнёвок, – рассказал директор организации Александр Егоров. – Возьмите Троицкий тракт, который прокладывали в 1947 году, как и автодорогу «Меридиан», – там ливнёвок нет совсем. Раньше ведь было как: где-то канава, где-то овраг – вот и предполагали строители дорог, что вода будет уходить туда. Новые дороги строим, конечно, с ливнёвками, с водооттоками, по всем правилам».
По его словам, как раз сейчас прорабатывается вопрос строительства ливневой канализации от улицы Дарвина до остановочного пункта «Седьмой километр». Когда она появится, все проблемы по разливу воды после дождя там сразу снимутся. Полностью закрывать движение по Троицкому тракту на время строительства дорожники не планируют, но, скорее всего, введут реверсивное движение. К слову, как раз сейчас прокладывают ливнёвку на одном из участков на проспекте Ленина. Движение там свободное, и о том, что в центре города идёт такая важная работа, практически никто не знает.
«Часто люди спрашивают, есть ли канализация под мостами на улице Рождественского в сторону Копейска, – говорит Егоров. – Там тоже периодически скапливается вода и подолгу не уходит. Но там другая проблема: во время сильных дождей ливнёвки забиваются мусором – песком, пакетами, бутылками, склянками, травой… В этом году всё напрочь забито тополиным пухом. Ведь летят не только пушинки, но и целые серёжки, ветки с ними. А потом мы не можем пробить решётки даже железными ломиками!»
Специалисты утверждают, что ситуация с содержанием и обслуживанием ливневых сетей в Челябинске оставляет желать лучшего.
«Для приёма залпового сброса проектируются сети большого диаметра, а они не могут самоочищаться под колёсами проезжающего транспорта. Их надо постоянно промывать, иначе они зарастут слоями твёрдых отложений, против которых будут бессильны уже любые промывания и любые ломики. Эксплуатировать и даже перекладывать такие забитые сети невозможно! - говорит инженер челябинской коммунальной компании (попросил не называть его имя. – Ред.). - Передача новых сетей на чей-либо баланс не осуществляется. Плата за эксплуатацию и обслуживание ливневых сетей с управляющих компаний не взимается. Как и плата за техприсоединение новых сетей в связи с отсутствием тарифов и инвестпрограммы. Но самой острой проблемой является сброс неочищенных и поверхностных стоков в реку Миасс. Сегодня в Челябинске есть, как минимум, девять врезок в прямую сеть, приводящую все ливневые стоки в реку. Само собой, предварительно их никто не очищает. Русло Миасса в границах города загрязняется и зарастает илом, а это недопустимо по нормам и правилам».