Примерное время чтения: 6 минут
6509

«Покажите сумку!» Как избежать конфликта в магазине

Психологи советуют не идти на конфликт, если охранник просит показать сумку.
Психологи советуют не идти на конфликт, если охранник просит показать сумку. / Александра Горбунова / АиФ

Сотрудник службы безопасности магазина попросил покупателя распахнуть куртку, открыть сумку или оставить её в камере хранения - имеет ли он на это право? А если кто-то случайно зацепил витрину, и несколько банок или бутылок разбились вдребезги - платить компенсацию или нет? А если ребенок съел булочку, не дойдя до кассы? Как покупатели, мы ежедневно становимся участниками правовых отношений, но своих прав часто не знаем. Хотя на самом деле всё не так уж сложно.

«Входить с сумкой нельзя»

Кто такое придумал? Любой юрист скажет, что это чистой воды произвол. Сумка или пакет – это ваша собственность, с которой вы вправе делать всё, что угодно. Например, там лежат ваши документы или другие ценные вещи, которые вы боитесь оставлять в камере хранения.

«Смело ссылайтесь на федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Там хотя и есть пункт 12.1, в котором говорится, что охранник вправе требовать соблюдения внутриобъектового и пропускного требований, но только если они не противоречат действующему законодательству РФ. Просьба оставить сумку – как раз такое нарушение», - пояснил замдиректора охранного агентства Андрей Седых.

Оказывается, охранник в магазине, при всём его грозном виде, на самом деле – простой «надсмотрщик». Серьёзных прав у него не много. Поэтому проще рассказать, чего он не может, чем что ему разрешено.

«Покажите вашу сумку»

Охранник может попросить вас показать сумку на выходе или вывернуть карманы. Именно попросить, а не потребовать. При этом у него должны быть основания для такой просьбы – например, запись с камер наблюдения. Однако у вас есть все основания отказаться.

«Но всё же, если покупатель ничего не крал, ему лучше выполнить просьбу охранника. Надо понимать, что у вора не написано на лбу, что он вор. И, прося вас показать сумку, сотрудник безопасности просто выполняет свою работу, не имея ничего против лично вас, - отметила психолог Наталья Игнатова. – Но дело даже не столько в вежливости. Согласившись, вы избегнете конфликтной ситуации и сэкономите свое время. Так как в случае отказа охранник вправе вызвать бойцов вневедомственной охраны, а это ненужные никому досмотры, протоколы и т.д.»

Итак, в случае вашего отказа, охранник вызывает Росгвардию. Представители власти как раз имеют все необходимые полномочия. Досмотр проводится в специальном помещении, при понятых и под протокол.

«Вынужден вас задержать»

Охранник может задержать покупателя, если уверен, что тот что-то украл, в целях безопасности или для пресечения хулиганства. Однако это не значит, что он может повалить на пол любого человека.

«Часто факт хищения замечается еще до выхода покупателя из магазина. Ему предлагают оплатить товар, а если он этого не сделает, нажимается «тревожная кнопка», и на место выезжает наряд вневедомственной охраны. Обычно это занимает несколько минут. До их приезда сотрудник охраны блокирует подозреваемого, то есть попросту загораживает проход и просит дождаться росгвардейцев. А вот если подозреваемый попытается силой вырваться наружу, охранник вправе применить физическую силу. Её соразмерность затем установит суд», - рассказал Андрей Седых.

Но если покупатель ничего не крал, а его задерживают силой, он может дождаться наряда Росгвардии и при них добавить в протокол факт применения силы. Рвение охранника обернется против него самого.

При любых подозрениях на превышение полномочий поведение охранника в момент конфликта можно записать на видео. Съемку следует объяснить тем, что она станет доказательством в суде.

«Самое главное – не переходите границу дозволенного. Хотя это и непросто, будьте сдержанными и корректными. Хамство, нецензурная брань и тем более угрозы и рукоприкладство – даже легкие толчки - по отношению к охраннику могут быть расценены как хулиганство, и тогда по закону уже придется отвечать вам, даже если вы ничего не крали», - отметила Наталья Игнатова.

Если сильно проголодался

А что делать, если покупатель не удержался и съел или выпил товар, не донеся его до кассы? Тут всё просто – нужно заплатить за продукт, сохранив его упаковку. Никаких претензий со стороны магазина не будет.

Другое дело, если покупателя уличили в использовании товара, или этот факт попал в объектив видеокамеры, а он платить отказывается. Тут на авансцену вновь выступает охранник, который производит задержание и дожидается сотрудников Росгвардии. Если факт есть – платить придется, а то и заведут дело. В зависимости от ущерба – административное или уголовное.  

Если товар вдребезги

Одной из самых сложных является ситуация, когда покупатель испортил или разбил находящийся на прилавке товар. Скорее всего, охрана попросит его оплатить. Но не всё так однозначно. Принципиальное значение имеет то, как разбился товар – случайно, по неосторожности или  преднамеренно.

В первую очередь необходимо попросить просмотреть видео с камер наблюдения. Если видно, как человек умышленно делает движение по направлению к товару, толкает или бьет его - тут всё очевидно: виноват покупатель, ему и возмещать ущерб.

А вот между неосторожностью и случайностью лежит тонкая грань, потому что в первом случае платить придется, а во втором – нет.

«Неосторожность подразумевает, что покупатель не имел умысла испортить товар, но не проявил достаточно аккуратности, чтобы не сделать этого.  Бегал, размахивал руками, толкнул тележку, взял банку в руку и по какой-то причине выпустил, испортил товар, будучи в состоянии алкогольного опьянения – всё это неосторожность, за которую необходимо заплатить», - пояснила администратор сетевого магазина Елена Полякова.

В гражданском праве есть понятие презумпции виновности – покупатель должен доказать, что не имел умысла испортить товар. Только в этом случае он не будет платить. 

А такое может быть по вине магазина. Например, слишком узкое расстояние между полками, неаккуратно расставленный товар и мокрый пол могут спровоцировать порчу вещей.

Если покупатель считает неправым себя – он добровольно возмещает ущерб. Если не считает – составляется акт, который направляется магазином с иском в суд. И платить или нет – уже решает судья.

В суете предновогодних хлопот с покупками на праздничный стол эти правила могут оказаться весьма полезными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах