Недавно стало известно, что в Челябинской области планируют увеличить тариф на вывоз твёрдых коммунальных отходов. Региональный оператор по обращению с ТКО «Центр коммунального сервиса» объяснил, как формируется плата за вывоз мусора и с чем связано изменение тарифов.
О тарифе
Для начала следует пояснить, что регоператор не может по своему желанию поднять плату за вывоз ТКО. Компания формирует предложение и направляет его в региональное министерство тарифного регулирования и энергетики. Именно это ведомство принимает решение о тарифах на ту или иную коммунальную услугу.
В октябре ЦКС направил в министерство свои предложения по корректировке тарифов на 2022 год. Были предоставлены расчеты необходимой валовой выручки – это тот объём средств, который необходим компании для качественного оказания услуг. По расчетам вышло, что на 2022 год требуется значительно большая сумма, чем та, что была утверждена тарифным органом на 2021 год. И на это есть ряд объективных причин.
Первая причина – ошибки в самой первой территориальной схеме. В этом документе содержалась информация о численности населения, расположении контейнерных площадок и полигонов, объёме отходов. На основе этих данных были рассчитаны расходы на вывоз мусора и сформирован тариф. Терсхема начала действовать с 1 января 2019 года, и спустя буквально несколько месяцев стало понятно, что в документ внесли далеко не всё. Например, на схеме были отмечены 19 тысяч мест накопления ТКО, а к концу 2019 года ЦКС уже обслуживал 25 тысяч мест накопления. Объёмы накопления отходов также оказались ниже фактических. В результате по итогам 2019 года сумма неоплаченных работ компаниям-перевозчикам ТКО со стороны ЦКС приблизилась к 1 млрд рублей. К слишком низкому для объёма работ тарифу добавились и долги потребителей.
«Первая территориальная схема и не могла быть совершенной. Ведь реформа сферы обращения с ТКО только стартовала. И опыта системного регулирования на уровне региона просто не существовало: не было отвечающих духу времени нормативных документов, которые регулируют сферу. Что и приводило к перекосам и нестыковкам. Так было не только в Челябинской области, но и во многих других регионах России. Практический опыт работы в новых условиях позволил получить фактические данные о реальных мусорных потоках, количестве контейнерных площадок, необходимом количестве транспорта и персонала для организации вывоза ТКО и соответствующих затратах. Это в свою очередь позволило усовершенствовать нормативные документы и сделать Территориальную схему в последующие годы более совершенным документом», - рассказли в пресс-службе ЦКС.
Кстати о размере тарифа. Изначально в Челябинском кластере жители многоквартирных домов платили 66,60 руб. на человека в месяц. Регоператор, желая компенсировать недополученные из-за ошибок в терсхеме средства, направил в минтарифов предложение об увеличении тарифа на 2020 год до 107,33 рублей с человека в месяц. Такая сумма была сравнима с тарифами в регионах УрФО: например, жители Свердловской области ежемесячно платили в среднем 104,68 руб. с человека в месяц, жители Тюменской области - 136,01 руб. В итоге для челябинцев установили тариф в 81,61 рублей с человека в месяц. Это не позволило закрыть образовавшийся «кассовый разрыв».
О нормативе
Вторая причина – неверно рассчитанный норматив накопления ТКО. Эта величина утверждается минтарифом на основании натурных замеров, которые проводит региональное министерство экологии. Нынешние нормативы, которые используются при расчете платы для челябинцев, были утверждены ещё в 2017 году. Согласно этим данным, один житель МКД образует 2,088 кубометра ТКО в год, а житель частного сектора – 1,612 кубометра ТКО в год. Интересно, что в соседнем Екатеринбурге, судя по нормативу, жители мусорят больше: там в 2019 году на одного жителя частного сектора приходилось 3,132 кубометра отходов в год, а для жителей МКД этот показатель был меньше и составлял 2,556 кубометра ТКО в год.
Вероятно, в скором времени норматив в Челябинской области будет актуализирован и пересмотрен. Это также скажется на тарифе.
О расходах
Как уже было ранее сказано, появление новых контейнерных площадок, приводит к росту расходов на транспортирование мусора: больше рейсов мусоровозов, больше расходов на ГСМ и работу людей, которые заняты в вывозе отходов. Такие вещи сейчас более-менее прогнозируемы. Но бывают и экстренные ситуации, которые никак нельзя было запланировать. Так, в марте 2020 года, полигон «Южный» и мусоросортировочный комплекс в Копейском ГО в нарушение законодательства не стали принимать отходы. Подрядчики ЦКС в течение года были вынуждены возить мусор из Копейского городского округа (а это 40 тысяч тонн ТКО в год) на полигон в Полетаево, делая крюк в 80 километров. И это безусловно увеличило расходы на транспортирование, и возросшие затраты также придется закладывать в тариф.
Надо сказать, что регоператор старается снизить расходы на перевозку ТКО. Один из вариантов - строительство новых объектов инфраструктуры. В Миассе, к примеру, предлагается возвести мусоросортировочный комплекс Карабашского кластера. Это позволит на месте выбирать полезные фракции из ТКО и перерабатывать их, чтобы сократить объём мусора, который нужно везти на полигон. В целом увеличение доли переработки отходов является целью регоператора. Для этого в Челябинской области планируют установить 700 фандоматов – устройств для сбора пластиковой и алюминиевой тары.
О компенсациях
Как было отмечено выше, уже по итогам первого года работы регоператор ощутил большой разрыв между доходами и расходами. В Челябинской области пришлось принимать закон о компенсации выпадающих доходов региональным операторам. На это пришлось пойти, чтобы не увеличивать тариф для населения сверх предельного значения. Во втором полугодии 2021 года для потребителей Челябинского и Карабашского кластеров стал действовать льготный тариф, а выпадающие доходы регоператорам стали компенсировать из регионального бюджета.
Существует и другой финансовый инструмент - так называемое сглаживание тарифа. В случае, если данные о расходах регоператора признаны экономически обоснованными, недополученные суммы могут быть заложены при формировании нового тарифа понемногу в течение нескольких лет. Например, по Челябинскому кластеру недополученные за 2019 и 2020 годы деньги предлагается вернуть в течение пяти лет. Однако регоператору средства для эффективной работы необходимы уже сейчас. Чтобы не прибегать к заёмным средствам, компания обратилась в минтарифов предложение о возврате недополученных, но фактически понесенных расходов за один год. То есть тариф может значительно измениться, но только на один год – затем, по оценкам регоператора, плата снова снизится до уровня, который утвержден в других регионах Уральского федерального округа.
Справка:
Как рассчитывается тариф за вывоз ТКО?
Утверждённый региональным министерством тарифного регулирования и энергетики предельный единый тариф регионального оператора необходимо умножить на норматив накопления ТКО, который также утверждён ведомством
Полученное произведение необходимо разделить на 12 месяцев - так вычисляется плата на одного жителя в месяц.
Предельный единый тариф Регионального оператора утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики региона по каждому кластеру отдельно, ведомство издает соответствующие постановления. Этот тариф рассчитывается делением необходимой валовой выручки регоператора на прогнозный объём ТКО, который образуется в кластере за год.