Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Примерное время чтения: 10 минут
129

Почему колледж после 9 на ближайшие 10 лет не запасной аэродром,а стратегия

Еще 10 лет назад уход из школы после 9-го класса считался в родительской среде чем-то вроде капитуляции: «Не сдаст ЕГЭ, пусть хоть рабочую специальность получит». Сегодня ситуация перевернулась с ног на голову. Конкурс в колледжи бьет рекорды, а за парты средних профессиональных учебных заведений садятся абитуриенты с высоким средним баллом аттестата. Родители в смятении: с одной стороны — страх перед будущим и нейросетями, с другой – желание дать ребенку «твердую» профессию как можно раньше.

Куда пойти учиться после 9 класса, чтобы не потерять время? Что лучше выбрать, спокойно поступить в колледж или гнаться за высокими баллами ЕГЭ? Стоит ли бояться поступления в колледж и как помочь школьнику, который сам не знает, чего хочет? Об этом «АиФ-Челябинск» поговорил с Максимом Усыниным, ректором Международного института дизайна и сервиса (МИДиС) – вуза, который в 2025 году получил Гран-при форума негосударственного образования и был признан лучшим негосударственным вузом страны.

Максим Усынин, ректор МИДиС.
Максим Усынин, ректор МИДиС. Фото: МИДиС

Максим Валерьевич, вы много общаетесь со студентами. Нынешние 15-летние школьники сильно отличаются от нас в их возрасте?

— Отличия колоссальные. Это первое полностью цифровое поколение. Они живут в потоке контента, клипового мышления и сотен чатов. Но за внешней погруженностью в гаджеты скрывается огромная тревога. Их главные страхи: «Я не найду себя», «Я ошибусь с выбором», «Нейросети меня заменят».

Родители часто совершают ошибку, пытаясь давить авторитетом или обесценивать их переживания фразами вроде «мы в твои годы уже на заводе работали». Так вы только теряете контакт. В МИДиС мы используем другой подход: сначала принятие и поддержка, и только потом обучение. Подросток не ленивый, он просто растерян. Ему нужен наставник, а не надзиратель.

В последние годы бум поступлений в колледжи как после 9, так и после 11 класса. Это просто тренд или за этим стоит прагматичный расчет?

— Это чистый здравый смысл. Семьи научились считать и деньги, и время. Во-первых, колледж позволяет обойти стрессовую систему сдачи ЕГЭ. Во-вторых, это экономически выгоднее: образование в колледже дешевле вузовского, а специальность в руках оказывается уже через 2-3 года.

Но главное – это возможность «тест-драйва». В колледже студент пробует профессию на вкус. Если это «оно» – отлично, он продолжает развиваться. Если нет, он поймет это рано, без потери пяти лет в вузе после 11 класса и чувства вины перед родителями. Сейчас поступление в колледж – это не «запасной аэродром» для двоечников, а стратегия осознанного, быстрого старта в карьере и после 9 класса и после 11.

Фото: МИДиС

— Мы реализуем концепцию «университетского колледжа». Наши студенты СПО не изолированы, они учатся в тех же корпусах, что и студенты вуза, у тех же преподавателей-практиков. Это единая экосистема.

Выпускники могут поступить и после 9-го, и после 11-го класса (кстати, поток 11-классников в колледж сейчас резко вырос, школьники не хотят гнаться за баллами ЕГЭ). Ребята получают мощную профессиональную базу, и, если потом решают поступить на высшее образование, им учиться гораздо легче: многие дисциплины уже пройдены, причем на реальных проектах.

Все учебные заведения обещают практику, но часто это сводится к перекладыванию бумажек. Как этот процесс построен в МИДиС?

— У нас практика – это учебный фундамент, а не формальность. Мы боремся с главной проблемой образования: теорией, оторванной от жизни. Студент МИДиС получает знания по программе и тут же применяет их в деле.

Будущие программисты решают задачи вместе с ведущими IT- компаниями отрасли, дизайнеры выполняют заказы реального бизнеса, отельеры и повара стажируются в действующих ресторанах и отелях страны. Это дает бесценное чувство: «Я могу, я умею».

К тому же, на стажировках студенты отлично зарабатывают: за сезон практики могут заработать до 350 тысяч рублей. Плюс многие работодатели берут на себя расходы по перелету и проживанию.

Фото: МИДиС

Кто ваши партнеры? Куда реально попадают на практику студенты колледжа?

— Это не просто партнеры, это соавторы наших учебных программ. По программе туризм и гостеприимство – это международные отели (включая сеть Radisson) и туроператор Coral Travel. По специальностям IT и дизайна мы плотно работаем с VK – студенты создают сервисы для миллионов пользователей. Экономисты и маркетологи разбирают кейсы Т-Банка, Альфа-Банка и крупных промышленных компаний региона.

Сейчас запускаем новую программу по анимации при поддержке ГК «Рики» (создатели «Смешариков» и «Фиксиков»). Представьте мотивацию школьника, когда его учит профессионал, создающий его любимые мультфильмы! Эти люди приходят в аудитории, дают честную обратную связь и хантят лучших студентов еще до выпуска из колледжа и вуза.

Первый курс — это всегда стресс. Как вы помогаете вчерашним школьникам не потеряться?

— Период адаптации действительно для многих самый сложный. Если бросить подростка в новую образовательную среду без поддержки, он может психологически сломаться. Поэтому у нас работает целая профессиональная команда: тьюторы, психологи, кураторы.

Мы создаем среду, где не страшно. Это касается даже быта: уютные аудитории, вкусная еда в кафетерии и столовой, чистота, даже музыка играет в туалетах. Родители на днях открытых дверей часто замечают: «У вас как-то по-домашнему». Так и должно быть. Студент должен чувствовать, что его уважают как личность, тогда и учеба идет по-другому.

Фото: МИДиС

Вы ведете блог «Нескучный ректор», где часто пишете про технологии. Искусственный интеллект меняет программу обучения?

— Если мы будем учить по лекалам 2010 года, мы выпустим безработных специалистов. Мы полностью пересобрали учебные программы. Позиция МИДиС проста: не надо пугать детей тем, что ИИ отберет работу, но и игнорировать прогресс глупо.

Мы обучаем использовать нейросети как инструмент. Дизайнеры с его помощью генерируют идеи, айтишники автоматизируют написание кода, менеджеры анализируют данные. Но при этом мы делаем упор на то, что машине недоступно: эмоциональный интеллект, эмпатию, премиальный сервис. Это и есть формула успеха: владение технологиями плюс человечность.

Что в «сухом остатке» имеет выпускник колледжа МИДиС?

— Диплом гособразца (у нас гослицензия и аккредитация) плюс диплом о профпереподготовке (вторая квалификация). На руках у выпускника портфолио, сертификаты, рекомендательные письма и 2 года реального стажа. Это не «зеленый» новичок, а специалист, готовый к конкурентному рынку труда. Кто-то идет работать, кто-то продолжает учиться в вузе, но уже осознанно.

Фото: МИДиС

Совет родителям девятиклассников или уже абитуриентов, которые сейчас в панике выбирают будущее?

— Выдохните. Не требуйте от ребенка, чтобы он в 15 лет расписал жизнь на 20 лет вперед и знал какое образование и по какой программе нужно получить. Ваша задача – дать ему безопасную учебную среду для пробы сил, и колледж идеальное место для этого.

И не верьте рекламе на сайтах, верьте собственным глазам и ощущениям. Обязательно посетите дни открытых дверей, их проводят все колледжи. Прогуляйтесь по аудиториям, поговорите с преподавателями. И обязательно – со студентами, они лучше (и честнее) рекламных буклетов расскажут вам про свою альма-матер. Почувствуйте атмосферу места, где ваши дети проведут ближайшие два-три года.

Фото: МИДиС

Мы в МИДиС ждем всех на «Сайт института» 15 февраля 2026 года. Будем рады вас видеть и ответим на любые вопросы.

Международный Институт Дизайна и Сервиса (МИДиС)
г. Челябинск, ул. Ворошилова, 12
Запись на День открытых дверей: midis.ru
Тел.: 8 (800) 100-10-74

Реклама: ЧОУВО МИДиС, ИНН 7447003558

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах