На вручение премии «Светлое прошлое» в Челябинск приехал уроженец Миасса Владимир Шендрик. Герой России установил девять мировых рекордов, спас посетителей мирового авиасалона от трагедии, и за почти 40-летний «роман с небом» освоил более 30 самолетов и вертолетов.
Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Владимир, а летчиками рождаются или становятся?
-Летчиком я хотел стать с самого детства, мечтал о «романе с небом» и после окончания школы поступил в Челябинское военное авиационное училище штурманов (ЧВВАКУШ). Всегда любил технику, а авиация стоит на передовом рубеже науки. И чтобы быть самым первым, выбрал работы штурмана-испытателя. Но одного желания мало, конечно. Научили летать меня именно в штурманском училище.
-ЧВВАКУШ то закрывают, то вновь набирают туда офицеров. Как выпускник можете сказать, что же с ним происходит?
-Не думаю, что ЧВВАКУШ грозит окончательное закрытие. Его история говорит сама за себя. С 2011 года почти все летные училища сократили и свели в одно Краснодарское. Наше штурманское тоже расформировали, приостановили набор и перевели курсантов в Краснодар. Но спустя год вновь стали набирать летчиков и возобновили обучение. Потому что в Челябинске за столько лет наработали хорошую базу – оборудование, преподавателей, офицеров. Ведь подготовка офицеров – это огромный отлаженный механизм, сродни производственному процессу. Подумайте сами, вчерашнего школьника нужно посадить в самолет и научить выполнять конкретные задачи для вооруженных сил страны.
Сейчас в училище очень большие наборы, насколько я знаю – порядка 500 человек. Хотя раньше обучали по 30 и 40 человек. Но российской авиации нужны челябинские штурманы.
В Челябинске состоялся 104-й выпуск офицеров штурманов Фото: АиФ/ Фото Александра Фирсова
Если бы училище закрыли, разорвалась бы связь между поколениями. Не стало бы преемственности в российской авиации, как это произошло в промышленных авиапредприятиях, например. Там в 80-х годах работали специалисты мирового уровня, но после них в отрасль никто не приходил и образовался своеобразный вакуум. Сейчас, когда авиационная промышленность в России возрождается, предприятия испытывают дефицит кадров. Государство готово вкладывать деньги в производство, а работать некому – авиаинженеров высокого класса почти, традиции их подготовки не сложились.
-Давайте вспомним события 1999 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Тогда Су-30 задел хвостом землю и загорелся, но Вы успели направить машину подальше от людей и катапультировались в последний момент.
-Хорошо помню тот день. Я был абсолютно спокоен и продумывал все возможные варианты. Как штурман-испытатель я всегда готов к авариям, и кроме того, в экстремальных ситуациях голова работает очень быстро, наверное, в сто раз быстрее обычного (улыбается – прим. авт.).
В той аварии самым трудным было просчитать, заденем мы хвостом землю или нет. А когда задели – как скоро рухнет самолет. Но выдержки хватило, мы вовремя катапультировались и никто не пострадал.
-Сразу же после этого Вы установили очередной мировой рекорд.
Да, но он был запланирован. Инженеры подсчитали, что на Су-32 можно достичь высоты в 16150 м с грузом в 1 и 2 тонны. Задача поставлена – нужно сделать.
Полковник на вручении премии «Светлое прошлое» . Фото: АиФ/ Фото Александра Фирсова
Полёт был не таким напряженным, хоть самолет и тяжело шел наверх. Показания тяги двигателя были высокими.
-Ваше имя носит школа №17 в Миассе, которую вы заканчивали в детстве. Часто там бываете?
-Стараюсь один раз в год точно встретиться со школьниками. Разговариваю с ними, отвечаю на вопросы. Детям интересно абсолютно всё (улыбается – прим. авт.)! Но я встречаюсь не только с молодыми миассцами, хожу и в другие школы, когда приглашают. Понимаете, ведь я – Герой Российской Федерации. Это не только почетно, но и ко многому обязывает. Поэтому общаться с детьми для меня часть работы. Можно назвать этот труд воспитанием патриотизма, а можно – преемственностью поколений. Её ни в коем случае нельзя нарушать.
В Челябинске состоялся 104-й выпуск офицеров штурманов | Фотогалерея
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.