21 апреля челябинские СМИ запестрели радостными заголовками о том, что в городе будет наконец-то достроено метро. Несколько слов об этом сказал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Мы вникли в подробности этой истории и выяснили: там есть масса непроясненных моментов.
Несколько вариантов
Что сказал президент о челябинском метро? Смотрим стенограмму послания:
«Нижний Новгород, например, получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к обновлению центра города. Челябинск – ещё один из наших городов-миллионников – на базе давнего проекта строительства метрополитена тоже сможет обновить систему транспорта. Я помню и про другие подобные проекты в Красноярске, в других регионах».
Читаем внимательно - о строительстве метрополитена президент речь не ведет. Он говорит об «обновлении системы транспорта» на базе давнего проекта метрополитена. Фактически это тот самый тезис, который Алексей Текслер озвучил на своей первой пресс-конференции в качестве губернатора – вписать старый проект метрополитена в новую транспортную сеть.
«Вы знаете, мы уже какое-то время активно работаем над тем, чтобы вписать проект метро (проект старый, еще советского времени) в новую транспортную маршрутную сеть Челябинска. И нам кажется, что мы в целом определились, как это сделать, активно работаем с правительством Российской Федерации. Вы, наверное, помните, что в феврале мы спускались с вице-премьером Маратом Хуснуллиным в наше метро, обсуждали планы дальнейшего развития», - такой комментарий Алексея Текслера опубликовал телеграм-канал губернатора.
В конце 2020 года специалисты ЮУрГУ представили новую транспортную стратегию Челябинской агломерации. В неё вписали и метро – было предложено три варианта с разной протяжённостью линий.
За чей счет?
Второй немаловажный вопрос – на какие средства будет достраиваться челябинское метро?
«Мы будем использовать современные инфраструктурные возможности финансирования - бюджетно-инфраструктурные кредиты для этих целей», - говорит по этому поводу Алексей Текслер.
В послании Владимир Путин говорит про кредиты следующее:
«Так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более трёх процентов годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года планируем выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона рублей, 500 миллиардов».
Далее президент предлагает регионам с наибольшей коммерческой задолженностью реструктуризировать коммерческие кредиты в бюджетные, а регионам с высокой финансовой дисциплиной выдать новых бюджетных кредитов под конкретные проекты. Как оказалось, Челябинская область – один из наименее закредитованных регионов, поэтому она и получит возможность кредита на метро.
«Президент предложил помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, замещая большую часть их долгов бюджетными кредитами. У Челябинской области подобной проблемы нет: мы имеем достаточно низкий уровень долговой нагрузки на бюджет и по оценке Минфина России входим в группу субъектов с высокой долговой устойчивостью. По этой же причине мы в большей степени сможем рассчитывать на принципиально новый инструмент развития, о котором сказал Владимир Владимирович, – инфраструктурные бюджетные кредиты, которые станут поощрением за продуманную и взвешенную финансовую политику региона», - сказал по этому поводу министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
Как выяснилось, долг у области все же есть:
«Бюджетный кредит мы получили в прошлом году и в июле должны были отдать – это почти 5,3 миллиарда рублей. Сейчас этот кредит будет реструктуризирован до 2029 года», - объясняет Алексей Текслер.
То есть к этому пятимиллиардному кредиту прибавится кредит на метро. Каков его размер? Точной суммы пока нет, однако представление о порядке цифр вполне может дать все то же исследование ЮУрГУ. Самый «дешевый» вариант, в котором по готовым тоннелям метро можно запустить скоростной трамвай, стоит около 35 миллиардов рублей.
Главный вопрос теперь в том, каков будет размер кредита на метро и не окажется ли регион в весьма затруднительном положении, превратившись из финансового отличника в троечника.