Первую золотую медаль Российской агропромышленной выставки «Золотая осень 2025» принёс региону пилотный проект по дистанционному осмотру самоходных машин с помощью искусственного интеллекта. Проект реализован управлением Гостехнадзора Минсельхоза Челябинской области по соглашению с двумя компаниями, предоставившими свои цифровые продукты.
– Целью проекта было внедрить дистанционный осмотр самоходных машин и других видов техники и сократить время регистрации. В первую очередь – сокращается ожидание для заявителя, – рассказал начальник управления Гостехнадзора Дмитрий Сидорченко. – Мы также сэкономили 800 километров пробега на служебном транспорте. Это – прямая экономия и разгрузка наших ресурсов.
Внедрение ИИ в практику госуслуг соответствует целям и задачам национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».
Пилотный проект был реализован в городе-миллионнике. За время его проведения 17,3% всех осмотров в регионе были проведены дистанционно, по желанию самих заявителей, что говорит о востребованности услуги.
Услуга максимально упрощается: после обращения гражданина в Гостехнадзор за регистрацией самоходной машины инспектор формирует задание, которое появляется у обратившегося в приложении на телефоне. Заявитель выполняет действия в приложении – проводит фото и видеофиксацию, результат отправляется инспектору для оценки. Среднее время на проведение одного дистанционного осмотра составило всего 10 минут. И было выполнено ключевое обещание перед гражданами: максимальное время ожидания сократилось до 1 дня.
Осмотр – это ключевая административная процедура в процессе регистрации техники, которая традиционно требовала обязательного физического присутствия инспектора. В рамках пилотного проекта были протестированы цифровые решения. В качестве партнёров выступили компания ООО «Калькуль.ру» и АО «Электронный паспорт».
«Калькуль.ру» предложила уже используемый в других регионах цифровой продукт «РОСОСМОТР». Со второй компанией проект будет продолжен до 31 января 2026 года. Цифровой продукт этой кампании – сервис «Электронный осмотр» был применён впервые в России.
– Команда, которая помогла нам внедрить «Электронный осмотр» – большие молодцы. Они создают современный, конкурентоспособный продукт, который не уступает, а в чем-то даже опережает аналоги, – отметил Дмитрий Сидорченко. Он также сказал, что благодаря обратной связи обе компании оперативно дорабатывают и улучшают сервис: – Какую их них выбрать, каждая организация решает самостоятельно. Но уже есть эффективный инструмент, чтобы становиться лучше для наших заявителей.