АиФ-Челябинск продолжает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности» - это совместный проект с Государственным архивом Челябинской области.
В Челябинске в эпоху индустриализации, когда главной стратегической задачей было строительство промышленных предприятий в короткие сроки, тема благоустройства городских территорий практически не поднималась. Челябинск в 1930-е годы рос и расширялся таким образом: сначала возводились производственные корпуса, потом вокруг них строились жилые поселки, состоящие из бараков, землянок и жилых домов-самостроев. Даже центр города в архитектурном плане выглядел непривлекательно: здесь современные многоэтажные здания соседствовали с «деревенскими» домами и деревянными заборами.
Пожалуй, впервые на официальном уровне тема городского благоустройства прозвучала в 1945 году – после окончания Великой Отечественной войны. И с тех пор, вот уже более 70 лет, она не теряет своей актуальности.
«Избавиться от серых и бесцветных коробочек»
Наболевшую проблему, как сказали бы сейчас, «создания комфортной городской среды» поднял первый секретарь Челябинского обкома партии Николай Патоличев в докладе на собрании городского партийного актива 28 ноября 1945 года. В докладе, естественно, в основном говорилось о работе промышленных предприятий, об экономических показателях, но заключительная часть доклада была посвящена именно этой теме и называлась так: «О культурно-бытовом строительстве и благоустройстве города Челябинска».
Николай Патоличев обозначает все болевые точки города: архитектурную безликость, отдаленность жилых поселков, отсутствие нормальной транспортной связи с центром, плохие дороги и т.д. Надо сказать, что все эти темы до сих пор остаются злободневными и являются предметом жарких споров и в СМИ, и в соцсетях, и на других площадках. «До войны Челябинск еще не был сложившимся городом, а во время войны еще больше расползся, – говорит он. – К чему приводит практика строительства жилых поселков там, где строится завод? Трудящиеся оторваны от учреждений центра. Город не получает необходимого архитектурного лица. В Челябинске нет центральной площади, главные улицы не застроены и пока представляют собой смесь городского и сельского строительства. Не к лицу Челябинску иметь на центральных улицах деревянные заборы, их без труда можно заменить металлическими решетками».
И далее первый секретарь обкома говорит очень важные слова: «Серьезно заниматься благоустройством Челябинска – это значит строить архитектурно красивые дома и культурные учреждения. Надо решительно избавиться от серых и бесцветных коробочек». По иронии судьбы, долгое время архитектурное лицо Челябинска определяли именно серые многоэтажные «коробки».
Что касается транспорта, то он, по словам Патоличева, плохо работает потому, что промышленные предприятия в нем не заинтересованы. «Когда рабочие строятся непосредственно вблизи своих заводов, то руководители заводов отодвигают на второй план вопрос связи с центром города. Заводы должны считать городской транспорт своим кровным делом, – подчеркивает он. – так как нормальная работа городского транспорта даст возможность удовлетворять запросы рабочих и служащих заводов, живущих в поселках».
«Мобилизовать всех жильцов поселка»
Еще одна хроническая проблема Челябинска, поднятая Николаем Патоличевым, – грязные улицы, отсутствие асфальта. По его словам, ранее проводимые в городе работы «не вносили никакого улучшения с точки зрения создания необходимой чистоты и уюта в городе». Он признает, что у горисполкома и городских служб нет достаточных сил и средств для того, чтобы хоть немного привести в порядок городские улицы. Естественно, на помощь должны придти предприятия.
Цитата из доклада: «Однако самым важным вопросом в благоустройство Челябинска является строительство дорог – мощение и асфальтирование улиц. Без большого размаха асфальтирования нельзя добиться успеха в этом деле. Горком партии принял серьезные мероприятия по этому вопросу. Предусматривается создание строительных участков по числу районов. В работах по асфальтированию должны приять участие все предприятия и все население города».
Обратим внимание на последнюю фразу, в ней заключена одна из самых важных примет того времени – на решение проблем, с которыми государство не могло справиться, надо было мобилизовать население. Это был неограниченный ресурс и бесплатный труд. Проще говоря, тогда на субботники по уборке, очистке, благоустройству люди выходили не только в апреле.
Например, в многотиражной газете завода № 78 «Ударник» (июнь, 1946 год) можем прочитать заметку «О благоустройство жилищного поселка в летний период». В ней говорится о благоустройстве сквера у школы № 47: «Для того чтобы план был выполнен, надо добиться безусловного выполнения решения парткома, мобилизовать на это коллектив рабочих нашего завода, всех жильцов поселка. Выдать каждому жильцу «книжку участника благоустройства» и добиться отработки каждым жильцом не менее 50 часов по благоустройству на летний период». То есть расчистка территории, высадка деревьев и кустарников, изготовление и установка скамеек – в конечно итоге все это возлагалось не на какие-то специальные службы, а на самих граждан.
«Сплошные повреждения дорожного полотна»
Одна из топовых тем последних десятилетий – строительство автодорог. И дня не проходит, чтобы мы не обсуждали ямочный ремонт, строительство мостов и развязок, выигранные тендеры на реконструкцию автомагистралей и т.д. А в 1940-е годах в Челябинске и области километры асфальтированных дорог составляли статистическую погрешность. После зимы обычные грунтовые дороги становились малопроезжими, и к ремонту и восстановлению дорог также привлекали население – в добровольно-принудительном порядке.
В статье «Положить конец бездорожью» («Челябинский рабочий», май, 1945 год) автор – заведующий областным дорожным отделом Б. Ерохин – критикует состояние автомобильных и гужевых дорог: «Дорога Челябинск-Бродоколмак приведена в совершенно непроезжее состояние. На дороге Челябинск-Троицк затруднено движение из-за сплошных повреждений ездового полотна. Затруднено сквозное движение на дороге Челябинск-Магнитогорск». В общем, практически по всей области – не дороги, а «направления». Как же привести в порядок запущенное дорожное хозяйство?
И запускается знакомый механизм преодоления трудностей. Сначала обком ВКП(б) выпускает постановление, в котором ставит задачу «провести в проезжее и благоустроенное состояние важнейшие автогужевые дороги». Затем с 15 июня объявляется месячник, во время которого строительство и ремонт дорог должно стать всенародным делом.
Далее читаем: «На председателей сельских и районных советов возложена ответственная задача по организации массовых выходов сельского населения на дорожные работы. При удаленности работы от села следует организовать временные жилища – палатки, шалаши, продумать вопрос об общественном питании». То есть деревенские жители в горячую летнюю пору, когда у них в колхозе работы достаточно, должны были еще и строить дороги, проживая в палатках и шалашах.
В статье мы не встретим упоминаний о каких-то специализированных предприятиях, которые занимались бы строительством и ремонтом дорог. Мобилизация населения – вот универсальный инструмент, который в те годы использовала власть для решения инфраструктурных задач.