Примерное время чтения: 6 минут
656

Норма 50 часов. В 40-е годы работы по благоустройству были принудительными

Субботники на территории жилых поселков для горожан были обязательными.
Субботники на территории жилых поселков для горожан были обязательными. ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

АиФ-Челябинск продолжает серию публикаций под общим названием «Советский быт: история повседневности» - это совместный проект с Государственным архивом Челябинской области. 

В Челябинске в эпоху индустриализации, когда главной стратегической задачей было строительство промышленных предприятий в короткие сроки, тема благоустройства городских территорий практически не поднималась. Челябинск в 1930-е годы рос и расширялся таким образом: сначала возводились производственные корпуса, потом вокруг них строились жилые поселки,  состоящие из бараков, землянок и жилых домов-самостроев. Даже центр города в архитектурном плане выглядел непривлекательно: здесь современные многоэтажные здания соседствовали с «деревенскими» домами и деревянными заборами.

Пожалуй, впервые на официальном уровне тема городского благоустройства прозвучала в 1945 году – после окончания Великой Отечественной войны. И с тех пор, вот уже более 70 лет, она не теряет своей актуальности.

«Избавиться от серых и бесцветных коробочек»

Наболевшую проблему, как сказали бы сейчас, «создания комфортной городской среды» поднял первый секретарь Челябинского обкома партии Николай Патоличев в докладе на собрании городского партийного актива 28 ноября 1945 года. В докладе, естественно, в основном говорилось о работе промышленных предприятий, об экономических показателях, но заключительная часть доклада была посвящена именно этой теме и называлась так: «О культурно-бытовом строительстве и благоустройстве города Челябинска».

Николай Патоличев обозначает все болевые точки города: архитектурную безликость, отдаленность жилых поселков, отсутствие нормальной транспортной связи с центром, плохие дороги и т.д. Надо сказать, что все эти темы до сих пор остаются злободневными и являются предметом жарких споров и в СМИ, и в соцсетях, и на других площадках. «До войны Челябинск еще не был сложившимся городом, а во время войны еще больше расползся, – говорит он. – К чему приводит практика строительства жилых поселков там, где строится завод? Трудящиеся оторваны от учреждений центра. Город не получает необходимого архитектурного лица. В Челябинске нет центральной площади, главные улицы не застроены и пока представляют собой смесь городского и сельского строительства. Не к лицу Челябинску иметь на центральных улицах деревянные заборы, их без труда можно заменить металлическими решетками».

И далее первый секретарь обкома говорит очень важные слова: «Серьезно заниматься благоустройством Челябинска – это значит строить архитектурно красивые дома и культурные учреждения. Надо решительно избавиться от серых и бесцветных коробочек». По иронии судьбы, долгое время архитектурное лицо Челябинска определяли именно серые многоэтажные «коробки».

Что касается транспорта, то он, по словам Патоличева, плохо работает потому, что промышленные предприятия в нем не заинтересованы. «Когда рабочие строятся непосредственно вблизи своих заводов, то руководители заводов отодвигают на второй план вопрос связи с центром города. Заводы должны считать городской транспорт своим кровным делом, – подчеркивает он. – так как нормальная работа городского транспорта даст возможность удовлетворять запросы рабочих и служащих заводов, живущих в поселках».

«Мобилизовать всех жильцов поселка»

Еще одна хроническая проблема Челябинска, поднятая Николаем Патоличевым, – грязные улицы, отсутствие асфальта. По его словам, ранее проводимые в городе работы «не вносили никакого улучшения с точки зрения создания необходимой чистоты и уюта в городе». Он  признает, что у горисполкома и городских служб нет достаточных сил и средств для того, чтобы хоть немного привести в порядок городские улицы. Естественно, на помощь должны придти предприятия.

Цитата из доклада: «Однако самым важным вопросом в благоустройство Челябинска является строительство дорог – мощение и асфальтирование улиц. Без большого размаха асфальтирования нельзя добиться успеха в этом деле. Горком партии принял серьезные мероприятия по этому вопросу. Предусматривается создание строительных участков по числу районов. В работах по асфальтированию должны приять участие все предприятия и все население города».

Обратим внимание на последнюю фразу, в ней заключена одна из самых важных примет того времени – на решение проблем, с которыми государство не могло справиться, надо было мобилизовать население. Это был неограниченный ресурс и бесплатный труд. Проще говоря, тогда на субботники по уборке, очистке, благоустройству люди выходили не только в апреле.

Например, в многотиражной газете завода № 78 «Ударник» (июнь, 1946 год) можем прочитать заметку «О благоустройство жилищного поселка в летний период». В ней говорится о благоустройстве сквера у школы № 47: «Для того чтобы план был выполнен, надо добиться безусловного выполнения решения парткома, мобилизовать на это коллектив рабочих нашего завода, всех жильцов поселка. Выдать каждому жильцу «книжку участника благоустройства» и добиться отработки каждым жильцом не менее 50 часов по благоустройству на летний период». То есть расчистка территории, высадка деревьев и кустарников, изготовление и установка скамеек –  в конечно итоге все это возлагалось не на какие-то специальные службы, а на самих граждан.

«Сплошные повреждения дорожного полотна»

Одна из топовых тем последних десятилетий – строительство автодорог. И дня не проходит, чтобы мы не обсуждали ямочный ремонт, строительство мостов и развязок, выигранные тендеры на реконструкцию автомагистралей и т.д. А в 1940-е годах в Челябинске и области километры асфальтированных дорог составляли статистическую погрешность. После зимы  обычные грунтовые дороги становились малопроезжими, и к ремонту и восстановлению дорог также привлекали население – в добровольно-принудительном порядке.

В статье «Положить конец бездорожью»  («Челябинский рабочий», май, 1945 год) автор – заведующий областным дорожным отделом Б. Ерохин – критикует состояние автомобильных и гужевых дорог: «Дорога Челябинск-Бродоколмак приведена в совершенно непроезжее состояние. На дороге Челябинск-Троицк затруднено движение из-за сплошных повреждений ездового полотна. Затруднено сквозное движение на дороге Челябинск-Магнитогорск». В общем, практически по всей области – не дороги, а «направления». Как же привести в порядок запущенное дорожное хозяйство?

И запускается знакомый механизм преодоления трудностей. Сначала обком  ВКП(б) выпускает постановление, в котором ставит задачу «провести в проезжее и благоустроенное состояние важнейшие автогужевые дороги». Затем с 15 июня объявляется месячник, во время которого строительство и ремонт дорог должно стать всенародным делом.

Далее читаем: «На председателей сельских и районных советов возложена ответственная задача по организации массовых выходов сельского населения на дорожные работы. При удаленности работы от села следует организовать временные жилища – палатки, шалаши, продумать вопрос об общественном питании». То есть деревенские жители в горячую летнюю пору, когда у них в колхозе работы достаточно, должны были еще и строить дороги, проживая в палатках и шалашах.

В статье мы не встретим упоминаний о каких-то специализированных предприятиях, которые занимались бы строительством и ремонтом дорог. Мобилизация населения – вот универсальный инструмент, который в те годы использовала власть для решения инфраструктурных задач. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах