Нескончаемые унылые заборы вдоль дорог долгие годы были типичным челябинским пейзажем. Установку этих серых ограждений власти всегда объясняли заботой о нашей безопасности.
Но, как показывает практика, километры заборов не снижают числа ДТП. К тому же столичные города – Москва и Питер, где транспортные потоки куда интенсивнее, наоборот, постепенно убирают ограждения, при этом там расширяют газоны и сажают кустарники вдоль городских магистралей.
Ради безопасности
Недавно челябинский урбанист Лев Владов обратил внимание на то, что наши серые заборы начали «переезжать» из центра в более отдаленные районы. «Парадокс: правой рукой чиновники снимают заборы в центре, а левой – ставят в Ленинском районе. Причем эти заборы даже не нужны по нормативам! Их ставят просто так — чтобы освоить деньги под каким-то предлогом», – написал он на своей странице в соцсети и разместил фотографии вновь установленных заборов.
Речь идет об участке около дома № 1 по улице Барбюса. Вдоль дома идет тротуар, он отделен от проезжей части газоном более 5 метров шириной. Так вот, заборы установлены на границе между тротуаром и газоном, и, честно говоря, не очень понятно, кого и от чего они призваны спасать. Никаких вандалов, топчущих траву, здесь не наблюдается. Газоны зеленеют и имеют вполне свежий вид. К тому же вдоль тротуара растут взрослые деревья, которые образуют красивую аллею.
Как пояснили в городской администрации, установка ограждений на этом участке связана с тем, что рядом находится школа № 108. «Во исполнение поручения Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения администрация проводит работы по приведению пешеходных переходов вблизи детских образовательных учреждений к требованиям национальных стандартов. Они включают в себя установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, основной целью которых является направление потока учащихся и исключение их появления на проезжей части в неустановленных местах», – рассказали в пресс-службе мэрии.
Забор или светофор?
То есть появление заборов, отделяющих широкий газон от тротуара, – это забота об учащихся. Как объясняют в администрации, подобные ограждения устанавливаются в соответствии с ГОСТ 52289-2019: они необходимы на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на участках дорог, проходящих вдоль детских учреждений, на газонах (шириной 1 метр и менее), отделяющих проезжую часть от тротуара, или тротуарах на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону.
То есть, если ширина газона, отделяющего тротуар от дороги, составляет более одного метра, то заборы можно не ставить. Значит, как раз на улице Барбюса, 1 (где газоны более 5 метров) ограждения по ГОСТу необязательны. Тем не менее, они установлены и, кроме недоумения, ничего не вызывают.
«Мы в хорошую погоду с мужем гуляем здесь каждый вечер. Когда построили этот забор, мы разговаривали с соседями, со знакомыми – никто не понял, зачем он здесь нужен. Зато внешний вид нашей аллеи вдоль дома он изуродовал», – говорит пенсионерка Раиса Андреевна, которая живет в доме на этой улице много лет.
Если говорить о безопасности движения возле школы № 108, то проблема действительно существует. Но вряд ли ее можно решить с помощью этого забора. Дело в том, что дорога в школу лежит через нерегулируемый перекресток улицы Барбюса с улицей Харлова. Тут есть два нерегулируемых пешеходных перехода, и безопасность движения полностью зависит от внимательности и адекватности пешеходов и водителей. Для усиления безопасности здесь, наверное, надо ставить светофор, а не забор. Но это уже другая тема.