Муки при выборе одежды знакомы любой зрелой женщине. Какие ошибки наиболее распространены? Стоит ли менять весь гардероб в одночасье? Почему нет смысла хранить одежду для детей и внуков? В интервью chel.aif.ru рассказала челябинский стилист, преподаватель собственной школы стиля Ольга Шалашова.
Молодиться в меру
"В этом году мне самой исполнилось 45 лет, и я стала задумываться над своим стилем, — признаётся наша собеседница. — Вечно молодыми мы, к сожалению, не остаемся. Меняется фигура, лицо, гормональный фон, внутреннее содержание. И появляется та самая тонкая грань. Чуть не тот силуэт — и тётка! Чуть длиннее волосы — старая русалка, блузка с бантом — партийный работник, консервативный костюм — директор школы, блузка с цветами или леопардом — юбилярша, ни дать, ни взять. Кеды, драные футболки и джинсы — сзади пионерка, спереди пенсионерка. Вот так мы, женщины среднего возраста, и живём. Шаг вправо, шаг влево — расстрел.
А ближе к пятидесяти есть две психологические крайности. Первая — забить на себя. Типа полжизни уже прошло. Впереди огород, Малахов, смерть. Оденусь тогда во что-нибудь незаметное, невзрачное и удобное. И буду скучно доживать свои скучные дни. Крайность вторая — пытаться вернуться в молодость. Многие начинают стремиться одеться как в тридцать, когда они пользовались вниманием у мужчин, были на взлёте карьеры. Используют те же самые схемы макияжа... Но это может сыграть злую шутку.
Вспомните бабушек, которые носят морковную помаду и голубые тени. Как вы думаете, почему такой макияж встречается именно на бабушках? Правильно, потому что они этот макияж делали ещё в 70-х годах. Кто-то впадает в наивную романтику, наряжается в розовые бантики и сердечки или начинает оголяться, носить глубокие декольте и короткие юбки, но в итоге подчёркивает свой возраст на контрасте и всё равно проигрывает борьбу тридцатилетним. Молодиться нужно в меру! Не старайтесь выглядеть будто вам 20. Максимум лет на пять моложе. Или на свой возраст, но достойно, не превращаясь в викторианскую старушку с жабо«.
Как же быть? Есть рецепт?
— Уходить не в молодость, а в зрелость. И кайфовать от неё. Дети выросли, время на себя есть, деньги есть, принятие себя есть, а впереди ещё полжизни, чтобы радоваться, любить и быть счастливой. Некоторые женщины именно после 50 заводят аккаунты в популярных соцсетях, переходят на ЗОЖ, путешествуют, идут на кого-то учиться, у них словно начинается новая жизнь. Дело за малым: одеть себя новую и зрелую, чтобы взрослеть красиво и с достоинством.
После 50 женщины обычно становятся более консервативными и перестают понимать современную моду, она кажется им диковатой, хочется психологического комфорта в одежде. И это понятно: комфорт даёт уверенность. Поэтому хочется прикрыть колени — прикройте. Хочется спрятать шею — спрячьте. Нужно уделять внимание способам коррекции фигуры и искать более качественные бренды. Разберите свой гардероб, очистите его от вещей, из которых выросли физически и уже морально.
Что уже нельзя носить?
Что же именно выкинуть? Что под запретом после сорока? После пятидесяти? Как не «состарить» себя раньше времени?
— Нужно понимать, что молодость — это динамика, подвижность, активный возраст жизни. Старость ассоциируется с неподвижностью, неповоротливостью, статикой. Поэтому ваша задача — добавлять своему возрасту динамики и уходить от статики. Отсутствие контраста — это статика. Светлые и яркие цвета дают динамику, темные — статику. Прямые, четкие линии дают динамику, плавные, округлые — статику. Жесткие фактуры — динамика, мягкие — статика. Важно понять: оттенки, которые находятся около лица, должны нас украшать. Особенно в 50+. Почему? Потому что начинаются возрастные изменения — мешки под глазами, морщинки, купероз, брыли, овал лица плывет, цвет тускнеет. Если подбирать оттенки, которые не подходят нам, это усугубит ситуацию.
А что насчёт чёрного, он же старит?
— Он может добавить некие тени и тем самым подчеркнуть скулы, сделать более четким овал, но при этом затеняются носогубки и мешки под глазами. Если черный носить хочется, но не можется, используйте V-образные вырезы, убирая горловину дальше от лица. Выбирайте черный с блеском, черный полупрозрачный, это сделает черный цвет менее глухим. Можно выбирать темные серые оттенки, они не дают старящего эффекта лицу. Играйте фактурами.
Значит, нужно выбирать светлые оттенки, они освежают?
— Не соглашусь. Высока вероятность, что вы сольетесь с одеждой бежевого цвета, она может придать землистый оттенок лицу. Белый холодный цвет сделает лицо желтым, не забывайте про свой колористический типаж. Эффект светлого: он подсвечивает лицо, делает его более полным, появляются щечки. Не слушайте тех, кто велит вам не носить яркие цвета, потому что контраст дает динамику, а контраст создается не только при помощи черного и белого, но и с помощью ярких оттенков. Аккуратнее с детскими цветами — разбелёнными, леденцовыми, пастельными, они могут подчеркнуть возраст.
Правда, что принты участвуют в коррекции фигуры?
— Да, если принт подобран правильно, он омолаживает. Мелкий цветочный принт — наивная романтика. Поэтому чем старше женщина, тем крупнее должны быть цветы. Но чтобы цветы не превращались с бабский принт, крой должен быть актуальным. Чебурашки микки-маусы, кораблики, мороженки, звездочки, ягодки, буковки — всё это оставьте детям. Леопардовый принт — сексуальность, но она должна быть завуалированной, а не агрессивной. Поэтому одежда с подобными анималистичными принтами — тигр, зебра и т.п. — не должна быть облегающей.
Кто подсовывает женщинам бесформенную одежду с невнятными принтами, откуда берутся в магазинах платья и костюмы, надев которые, даже относительно молодая женщина неизбежно превращается в тётку?
— Если есть спрос, значит есть и предложение. Видимо, спрос есть. Оно и понятно: стилистику в наших школах не преподают, а врождённое чувство стиля есть не у всех. Необязательно записываться на курсы и плотно обучаться, можно хотя бы наблюдать и тем самым развивать свой вкус. Чем чаще мы смотрим на красивые картинки, тем лучше наш вкус и тем требовательнее мы к одежде. Увы, поколение выпускниц старых швейных школ круто разбирается в конструировании одежды, но с дизайном очевиден некий затык, какие-то проблемы.
«Хочу, моё, нравится»
Ольга, а как вы к пришли к тому, чем сейчас занимаетесь? С детства грезили о моде?
— Вовсе нет. Я не мечтала быть учителем, не шила одежду куклам и не любила их наряжать. Работала на обычной работе, вела тренинги по продажам, мне нужно было разработать блок, как должен выглядеть менеджер по продажам. Я стала на эту тему много читать, и как раз в тот период чисто случайно на корпоративную почту пришло письмо о том, что в Челябинске состоится семинар имидж-дизайнера, аналитика моды из Риги Константина Богомолова. Я сходила на этот семинар и поняла: всё. Хочу, моё, нравится. Стачала учиться дальше. Богомолова до сих пор считаю своим главным учителем.
Был поворотный момент, когда вы враз выбросили свой старый гардероб и стали покупать исключительно стильные вещи? Или вы всегда были модницей?
— Думаю, тяга к стилю у меня от папы: он красавчик, денди, любит наряжаться, всегда выглядит с иголочки. Мама работала в торговле, поэтому у меня было много заграничной одежды, итальянские сапоги в то время, когда на рынке был полнейший голяк. Но в юности я по моде всё равно не фанатела. Поворотный момент действительно был. Причём, когда я сама уже была практикующим стилистом. В первое время я все свои гонорары шла и тут же спускала на одежду и обувь. Моя квартира потихоньку превращалась в один большой гардероб. Избавиться от него я решила, потому что всё было каким-то разношёрстным. Позвонила подружкам, мол, приезжайте и разбирайте. Разобрали. Но всё-таки пару огромных мешков пришлось отнести на мусорку. Так, в 35 лет, у меня закончился период неразумного потребления. Сейчас одежды у меня немного, каждую покупку я обдумываю, взвешиваю, на эмоциях ничего не покупаю, поэтому образов на один выход у меня нет, теперь всё ношу несколько сезонов.
У многих женщин после ваших лекций возникает желание тоже избавиться от старого и начать одеваться по-новому. Дайте совет тем, у кого доходы ограничены.
— Я всем слушателям говорю, что так, как я, делать ни в коем случае не надо. Во-первых, это эмоционально очень тяжело. Я не особо верю в эзотерику и прочее, но, когда ты выбрасываешь абсолютно все свои вещи, попадаешь в некую эмоциональную яму. Будто бы какая-то часть тебя престает существовать. Я «словила депрессняк», как выражается молодежь. Поэтому советую не избавляться от всего разом, а делать это постепенно. Подумайте, что вам в первую очередь необходимо поменять в гардеробе, а что может подождать. Этот план можно расписать на год-полтора. Вот скоро осень, а у вас, например, нет пальто обуви приличной. Потом можно заняться покупкой базовых вещей, это предметы одежды, которые точно можно носить года-два. Если подгадаете к распродажам, какие-то вещи купите дешевле.
Музей в шкафу
Зачастую расставаться с вещами жалко, ведь среди них есть добротные, превосходно пошитые, или ультрамодные в своё время, а то и просто дорогие сердцу. У многих выход такой: оставлю детям, внукам. Но нужна ли будет им наша одежда?
— Скорее всего, нет. Хотя бы потому, что у них могут быть совсем другие размеры и формы. Да, мода циклична, она повторяется, но все возвращается немного в других пропорциях, с другой фурнитурой, чуть видоизменное. Не бывает так, чтобы одежда вернулась через 20 лет и была точь-в-точь такой же. Будет видно, что это одежда несовременная. Да, встречаются вещи, которые можно надеть сейчас и они будут круто смотреться. Какой-нибудь раритетный плащ из 80-х или блузка из 70-х. Но такие вещи, как правило, единичны и встречаются крайне редко. Я вообще против музеев, которые из своего гардероба устраивают некоторые. Это занимает место и создаёт иллюзию полного шкафа. Получается, что одежды много, а по факту носится процентов 20. Возможно, стоит сохранить платье, в котором вы пошли на первое свидание с любимым мужем, потому что это своего рода семейная реликвия. Но хранить именно как память, не надеясь, что вы сами когда-то ещё будете это носить или ваша дочь или невестка будут донашивать. У разных поколений — разные вкусы, разное видение моды и стиля.
Откуда вы знаете, что в моде сегодня и что будет в моде завтра? Это какие-то знание, которым можно научиться раз и навсегда?
— Конечно, выучиться один раз и навсегда невозможно, как и в любой профессии. Возьмите врача: вроде консервативная профессия, но появляются новые вирусы, совершенствуется оборудование, разрабатывают новые препараты, и специалист постоянно учиться, чтобы быть в курсе. В стилистике свои незыблемые правила, какие-то базовые понятия. Например, законы композиции: как сочетать цвета, как подбирать линии. Но есть классические схемы сочетания цветов, а есть модные схемы и они иногда противоречат классическим. Прогнозируют тренды специальные институты. Прежде чем сделать прогноз, они изучают события в социуме, культуре. Например, если будет тренд на экологичность, он будет везде — в пищепроме, в автопроме, в легпроме. Потом создаются трендбуки — пособия, посвящённые описанию основных трендов в развитии.
Масс-маркет позже всё адаптирует под повседневную жизнь. К тому же сейчас много блогеров, стилистов, которые показывают, как соединять одежду между собой. Могу порекомендовать Марианну Елисееву, Лайму Рыльскую, Катю Гершуни. У любого магазина одежды в соцсетях также есть свои паблики, подписывайтесь на них, это небесполезно.
Если бы вы были министром стиля, какие бы реформы провели? Может, закрыли бы конфискаты с откровенно «бабскими» блузками и платьями?
— Я толерантна к людям и их проявлениям. Если женщине комфортно в «бабских» блузках и платьях — пожалуйста. Мы не знаем, почему человек выглядит так, как выглядит. Всему есть психологические причины. Вот женщина идет непонятно в чем, невзрачная, но мы не знаем, что сейчас в ее жизни творится, возможно, ей вообще не до нарядов сейчас. Каждый имеет право на свое проявление, выражение.
Но я ввела бы какой-нибудь закон, который бы берёг женщин от эмоциональных покупок, это самое большое зло! Когда приходишь подавать на развод, и то дают месяц «на подумать», сразу не разводят. Вот и в магазинах должны давать возможность осмыслить предстоящую покупку, продавать не сразу же, а через день-два. Уверена, у большинства женщин мысль о приобретении какого-нибудь наряда отпадала бы на следующее утро. Сколько я разбирала гардеробов, у всех эмоциональные покупки зашкаливают. «Ой, понравилось, беру!» А ведь это бьет не только по кошельку, но и по экологии: та же одежда из полиэстера веками лежит на свалках и не разлагается.
В Челябинске не хватает цвета
Стоит ли покупать одежду на маркетплейсах? Это же вообще кот в мешке!
— Мир на месте не стоит, а маркет-плейсы — это очень удобно. Сидя на диване, никуда не выходя из дома, ты можешь выбрать вещь и купить её с доставкой. Эта история началась не в ковид, как ошибочно полагают многие, а гораздо раньше — с появлением банковских карточек. Когда ты расплачиваешься наличными деньгами, ощущаешь, сколько ты спустил и десять раз подумаешь, есть ли в этом необходимость. Оплачивать покупки по безналу эмоционально проще. Настолько, что некоторые впадают в настоящий онлайн-шопоголизм.
Существуют ли локальные тренды? Ведь мы одеваемся совсем не так, как люди за границей...
— Скажу больше: даже между жителями разных российских городов чувствуется разница в стиле. Стиль зависит от климата и даже архитектуры. В Челябинске, как ни крути, архитектура мрачная — кругом типовые застройки, серые дома. Край промышленный, погода непредсказуемая — всё это накладывает отпечаток на локальный стиль. Южноуральцы одеваются преимущественно в одежду темных оттенков. Выходишь на улицу осенью или зимой — и все сплошь в черном, сером, темно-синем. Мало цвета!
В Екатеринбурге и то всё иначе, там жители одеваются, на мой взгляд, интереснее, больше заморачиваются. Москва еще ярче и моднее, в Питере ещё больше творческого направления, креатива в стиле одежды. Современный человек активен, в течение дня ему нужно переделать много дел, а это тоже влияет на подбор гардероба — выбирают удобное, то есть джинсы и футболки. Но можно в тех же джинсах и футболках выглядеть стильно и интересно, если подобрать актуальный крой, модные цвета, украшения, аксессуары. Убеждена, что некрасивых женщин не бывает, в каждой есть своя изюминка, каждая старается одеться красиво, просто все стараются в силу своего вкуса и знаний.