«Призрак» — так немцы называли тяжелый советский танк КВ, названный в честь наркома обороны и политика Климента Ворошилова.
Чем же пугал фашистов образец инженерной мысли с пушкой, которая могла пробить лобовую броню любого немецкого танка, и как конструкторы создали тяжелую военную машину — в материале chel.aif.ru.
Начало пути
Первый тяжелый танк КВ-1 разработали в Ленинграде. Тогда конструкторским бюро танков Кировского завода руководил 30-летний молодой инженер Жозеф Котин, выпускник Военно-технической академии имени Дзержинского, начинавший работать слесарем.
Идея создания однобашенного тяжелого танка с усиленной броневой защитой пришла советскому конструктору бронетехники Николаю Духову. О нем отзывались как об очень талантливом инженере, а еще конструктор умел выслушивать критику со стороны и выжимать из нее положительные моменты.
«Смысл своей деятельности он видел не столько в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном производстве и выпуске боевой техники, ее скорейшем освоении», — говорил о нем директор Кировского завода Исаак Зальцман.
Комитет обороны утвердил требования для танка КВ, которые сводились к следующему. Начальная скорость бронебойного снаряда 76-мм пушки составляла 635 метров в секунду, четыре 7,62-мм пулемёта ДТ, экипаж — 5 человек, боекомплект — 114 снарядов и 3000 патронов. Танк развивал скорость до 34 км/час.
Еще до войны
Разработки танка КВ начались еще до Великой Отечественной. В 1938 году первый опытный образец отлично зарекомендовал себя на полях сражений в Советско-финляндской войне.
Бои на Карельском перешейке показали, насколько своевременно взялись за разработку машины. Танки были брошены на один из самых сложных участков — на «Линию Маннергейма», расположенную между озером и болотом. Задачу машины выполнили, и было принято решение начать серийный выпуск тяжелого танка.
К недостаткам принято причислять его массу — 47 тонн. Она была обусловлена равномерной со всех сторон толщиной брони от 60 до 75 мм, что увеличивало стойкость машины. КВ был вооружен 76-мм пушкой, которая без труда пробивала лобовую броню немецких танков даже с большого расстояния. Тяжелый, мощный, внушающий ужас противнику, он ломал любую дорогу, по которой шел.
Сохранились воспоминания командира 10-й танковой дивизии: «На поле боя танки „KB“ приводили в смятение танки противника, и во всех случаях его танки отступали. Бойцы и командиры дивизии о наших танках говорят как об очень надежных машинах».
Производство на ЧТЗ
В 1940 году на Челябинском тракторном заводе создали специальное конструкторское бюро, объединившее в себе лучших специалистов. Сюда с Кировского завода прибыл опытный образец, имеющий всю чертежную документацию. Под Новый год — 31 декабря 1940 года в режиме секретности на механосборочном цехе собрали первый образец танка КВ Челябинска.
Обстоятельства требовали построить специальный цех для сборки танка «Клим Ворошилов». В производстве и сборке его деталей принимали участие разные производства, что иногда замедляло процесс.
Историки приводят такие цифры: к началу Великой отечественной было выпущено 1225 танков Т-34 и 636 КВ.
КВ-2 — штурмовой танк
Эту модификацию нужно рассмотреть отдельно. Он обладал мощным 152-мм орудием и предназначался для борьбы с дотами фашистов. При попадании в танки врага у них срывало башни.
О мощности и жизнестойкости танка КВ ходили легенды. Например, в 1941 году машина под командованием Павла Гудзя ворвалась в захваченную врагами деревню, расстреляла всю немецкую технику, получила несколько десятков ударов, но выстояла, даже броня осталась целой.
Танкист Виктор Крят вспоминал: «Под Ржевом я видел, как наши КВ дрались, как они долбали. Два КВ против 30 немецких танков. По ним лупят — ничего, а они так долбали, тараном. Выходят на шоссе, и пошли давить машины. Когда мы поближе подошли, сколько же на них вмятин было...»
В 1942 году появилась еще одна модификация — КВ-1с. Символ «с» означает «скорость». То есть была решена главная проблема КВ — недостаточная ловкость и скорость.
В 1943 году у немцев стали появляться новые боемашины — «Тигр», «Пантера». Наши конструкторы ответили выпуском КВ-85 — с более мощной 85-мм пушкой.
На смену КВ пришла легендарная «тридцатьчетверка» — второй массовый танк Великой отечественной средний Т-34. Уральские предприятия поставляли 60% средних и 100% тяжелых танков в годы войны. А каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, отлили из уральской стали.