aif.ru counter
744

Ловушки для пенсионеров. Как пожилым челябинцам навязывают ненужные услуги

Желающие поживиться за счет пенсионеров изобретают все новые способы отъема денег.
Желающие поживиться за счет пенсионеров изобретают все новые способы отъема денег. © / Shutterstock.com

В последнее время наши пенсионеры стали повышенным объектом внимания со стороны разных фирм, которые обманными способами пытаются залезть в карманы к старикам.

Звонят – не открывайте дверь

Наверное, не осталось уже семей, где бы ни предупреждали пожилых родственников: «Только никому не открывайте, по телефону с незнакомцами не разговаривайте». Но желающие поживиться за счет пенсионеров изобретают все новые способы отъема денег и с помощью разных ухищрений добиваются своего.

Как правило, все эти истории начинаются с оказания навязанной услуги. Старикам звонят (или приходят в квартиру) и начинают убеждать, что им срочно надо поставить фильтр для воды, датчик для газа или провести «диагностику» окон. А без всего этого завтра же наступит мрак и ужас.

Почему мы говорим, что обманывают в первую очередь пенсионеров? Потому что они на самом деле более доверчивы, внушаемы и внутренне не защищены от агрессивного «сервиса».

Представился работником жэка

Например, подобная неприятная история произошла с пенсионеркой Надеждой Столяровой. Однажды она остановилась у подъезда поговорить с соседкой и не заметила, что их разговор подслушивает молодой человек. Затем он поднялся за ней в квартиру и обратился к ней по имени: «Надежда Викторовна, я работаю в жэке, мы проверяем качество воды». Потом «проверил качество» и уговорил ее срочно поставить фильтр для воды, причем сначала назвал цену – четыре тысячи рублей. Когда фильтр установили и пришло время подписывать договор, оказалось, что заплатить надо не четыре тысячи, а восемь.

«Я даже сама не поняла, как он мог меня убедить? Восемь тысяч для меня – большие деньги. Он ушел, а я сижу с этим договором и реву», – говорит Надежда Викторовна.

На следующий день дочь Надежды Столяровой стала звонить по телефонам, указанным в документах, и требовать расторжения договора. Там ей ответили: договор подписан добровольно, и деньги они возвращать не собираются. Позвонила она и в жэк, спросила, проверяют ли они «качество воды» в квартирах. Там ответили, что ничего об этом не знают и никаких визитеров по их адресу не посылали.

В конце концов, после неоднократных визитов в фирму по установке фильтров и обращения в полицию с жалобой на незаконное проникновение в квартиру Столяровым удалось добиться расторжения договора. Деньги им вернули, правда, только половину. Установленный фильтр работники фирмы демонтировали. Итак, в итоге: убыток 4 тыс. рублей, масса потерянных нервов, сил, времени.

«Повысим вашу пенсию!»

Другой способ, который используют мошенники, – придумать несуществующую услугу и нажиться на ней. К примеру, пенсионер Алексей Петрович из Еманжелинского района рассказал, как он лишился 15 тысяч рублей. Сумма для пожилых людей существенная. Теперь обо всем по порядку.

«Мне позвонили сотрудники юридической фирмы и стали говорить, что сейчас Пенсионный фонд начисляет пенсии с ошибками, такое происходит часто, и многие пенсионеры получают меньше, чем нужно. Предложили «проверить» правильность начисления моей пенсии – за мои же деньги, – рассказывает он. – И так убедительно все это преподнесли, что я согласился. Подумал – а вдруг и вправду меньше получаю?»

Отдал деньги, стал ждать ответа. После месяца «проверки» сотрудники фирмы сообщили ему, что пенсия ему насчитана правильно. «Сейчас я понимаю, что эти деньги я заплатил непонятно за что, – говорит Алексей Петрович. – Просто хочу предупредить других людей: если у вас есть сомнения в размерах вашей пенсии – лучше обратитесь в сам Пенсионный фонд, или уж в крайнем случае прокуратуру или суд. Но не платите за непонятные «юридические услуги», не попадайтесь на подобные уловки».

«Обманули с самого начала»

Еще одна история на тему «как срубить деньги с пенсионера» начинается все с тех же телефонных звонков на домашний телефон. (Отдельный вопрос: откуда же все эти ловкие товарищи знают телефонные номера? Наугад набирают?) «Мне позвонила диспетчер фирмы «Архитектор уюта», стала предлагать установку пластиковых окон якобы по какой-то программе, со скидками. Название фирмы я услышала впервые, – рассказывает челябинка Ольга Акимовна. – Я сказала, что сейчас не готова менять окна. Она меня стала уговаривать: к вам приедет наш сотрудник и сделает замеры. Это бесплатно».

Наверное, слово «бесплатно» имеет какой-то магическое значение. Хотя в наше время «бесплатная» услуга, как правило, оборачивается большими неприятностями, как это и случилось с Ольгой Акимовной. «Вместо одного замерщика пришли двое мужчин и стали меня активно уговаривать поменять окно на кухне и балконное в комнате. Говорили, что это будут самые лучшие немецкие окна, что они все сделают со специальной скидкой. Я говорю: хочу позвонить дочери, а они мне: да не надо ей звонить, пусть будет сюрприз. Они у меня просидели больше часа, и все говорили без конца. Я уже сдалась и подписала договор – только чтобы они ушли», – вспоминает она.

После подписания договора Ольга Акимовна отдала в качестве аванса ни мало ни много 39300 рублей. А полностью за установку двух окон «со скидками» она должна была заплатить 78000 рублей! Тут важно отметить, что в Челябинске средняя рыночная цена установки обычного окна и балконного блока в два раза меньше. Работники данной фирмы просто пользуются тем, что пенсионеры могут быть не в курсе цен на подобные услуги. То есть сначала звонят, предлагают «бесплатного замерщика», а потом по факту приходят двое человек и просто не уходят из квартиры, пока человек не подпишет этот кабальный договор.

Только через суд

«Когда я осознала, в какую ловушку попала, я написала заявление о расторжении договора и попросила вернуть аванс», – говорит Ольга Акимовна. Но фирма деньги возвращать не собиралась. Вместо этого они едва ли не в ежедневно названивали пожилому человеку и говорили одно и то же: «Вы сами подписали договор и должны его соблюдать. А если не хотите – мы привезем вам готовые оконные блоки и поставим возле ваших дверей. Делайте с ними, что хотите».

Дочь Ольги Акимовна обратилась за помощью к юристу, который, изучив договор, обнаружил там существенные нарушения. Также компания должна была в 10-дневный срок после подачи заявления о расторжении договора либо вернуть пенсионерке аванс, либо, в случае отказа, дать письменный ответ и предоставить документы о понесенных затратах. Этого не было сделано, хотя такое требование содержится в законе «О защите прав потребителей».

В итоге аванс Ольге Акимовне все же удалось вернуть. Мировой суд полностью признал законность ее исковых требований. Но этому предшествовали нервотрепки и постоянные скачки давления у 78-летней женщины. За те полгода, пока шли разбирательства, здоровье у нее было было серьезно подорвано.

Кстати, данная компания отказывалась возвращать деньги потому, что средства были якобы потрачены на изготовление окон. Правда, сначала они в своем официальном документе утверждали, что «стоимость изготовления оконных конструкций без учета монтажа составляет 51090 рублей». А на судебное заседание принесли некие квитанции, согласно которым стоимость таких оконных блоков – всего 18900 рублей. Представитель фирмы на суде так и не смог внятно объяснить, почему один и тот же вид товара стоит то 50 тысяч, то в 2,5 раза меньше.

Можно, конечно, сказать, что у этой конкретной истории относительно счастливый финал. Но далеко не все граждане так последовательно отстаивают свои права, не у всех есть родственники, которые могут помочь в тяжелой ситуации. Кто знает – сколько пожилых людей после «бесплатных» замеров согласились на окна по несусветно завышенным ценам? Фирма имеет офис в центре в Челябинске и продолжает успешно работать…

Комментарий

Михаил Лысенко, адвокат:

– Сейчас часто возникают такие ситуации, когда гражданам, в основном пенсионного возраста, навязывают либо ненужные им услуги, либо услуги по завышенным ценам. Как правило, серьезные организации не будут вам звонить на домашний телефон и предлагать свои товары и услуги. Это касается например: сантехнических работ, установки и обслуживания окон, медуслуг и т.п. Если вам сначала что-то сделают бесплатно, то в дальнейшем с вас запросят суммы выше рыночных за услуги, в которых вы на самом деле не нуждаетесь. 

Люди, которые уговаривают, в частности, пенсионеров, отдать им срочно деньги на что-то «жизненно важное», используют для этого различные психологические приемы. Стоит взять за правило: если вам предлагают подписать договор и вы должны заплатить деньги, то скажите, что вам нужно время подумать. Не объясняйте зачем вам нужно время, сколько вам нужно времени и когда им вам перезвонить. Не ведите переговоров с этими людьми. Несколько дней спокойно обдумайте ситуацию, узнайте, каковы средние цены за подобные товары, услуги и т.п. Например, если к вам приходят люди, с счетчиками или фильтрами для воды и представляются работниками жэка, надо сразу же перезвонить в жэк и проверить эту информацию.

Если всё же после заключения договора на покупку товара или оказание услуги человек посчитал, что со стороны продавца товара,  организации, оказавшей услугу, была какая-то недобросовестность или нарушение закона, то не следует оставаться со своими сомнениями наедине. Надо обращаться за помощью (защитой своих прав) в различные государственные органы, например Роспотребнадзор, прокуратуру, которые в соответствии со своей компетенцией дадут оценку действиям продавца или организации, оказавшей услугу, и либо развеют сомнения человека, либо защитят и восстановят его нарушенные права.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах