В последнее время наши пенсионеры стали повышенным объектом внимания со стороны разных фирм, которые обманными способами пытаются залезть в карманы к старикам.
Звонят – не открывайте дверь
Наверное, не осталось уже семей, где бы ни предупреждали пожилых родственников: «Только никому не открывайте, по телефону с незнакомцами не разговаривайте». Но желающие поживиться за счет пенсионеров изобретают все новые способы отъема денег и с помощью разных ухищрений добиваются своего.
Как правило, все эти истории начинаются с оказания навязанной услуги. Старикам звонят (или приходят в квартиру) и начинают убеждать, что им срочно надо поставить фильтр для воды, датчик для газа или провести «диагностику» окон. А без всего этого завтра же наступит мрак и ужас.
Почему мы говорим, что обманывают в первую очередь пенсионеров? Потому что они на самом деле более доверчивы, внушаемы и внутренне не защищены от агрессивного «сервиса».
Представился работником жэка
Например, подобная неприятная история произошла с пенсионеркой Надеждой Столяровой. Однажды она остановилась у подъезда поговорить с соседкой и не заметила, что их разговор подслушивает молодой человек. Затем он поднялся за ней в квартиру и обратился к ней по имени: «Надежда Викторовна, я работаю в жэке, мы проверяем качество воды». Потом «проверил качество» и уговорил ее срочно поставить фильтр для воды, причем сначала назвал цену – четыре тысячи рублей. Когда фильтр установили и пришло время подписывать договор, оказалось, что заплатить надо не четыре тысячи, а восемь.
«Я даже сама не поняла, как он мог меня убедить? Восемь тысяч для меня – большие деньги. Он ушел, а я сижу с этим договором и реву», – говорит Надежда Викторовна.
На следующий день дочь Надежды Столяровой стала звонить по телефонам, указанным в документах, и требовать расторжения договора. Там ей ответили: договор подписан добровольно, и деньги они возвращать не собираются. Позвонила она и в жэк, спросила, проверяют ли они «качество воды» в квартирах. Там ответили, что ничего об этом не знают и никаких визитеров по их адресу не посылали.
В конце концов, после неоднократных визитов в фирму по установке фильтров и обращения в полицию с жалобой на незаконное проникновение в квартиру Столяровым удалось добиться расторжения договора. Деньги им вернули, правда, только половину. Установленный фильтр работники фирмы демонтировали. Итак, в итоге: убыток 4 тыс. рублей, масса потерянных нервов, сил, времени.
«Повысим вашу пенсию!»
Другой способ, который используют мошенники, – придумать несуществующую услугу и нажиться на ней. К примеру, пенсионер Алексей Петрович из Еманжелинского района рассказал, как он лишился 15 тысяч рублей. Сумма для пожилых людей существенная. Теперь обо всем по порядку.
«Мне позвонили сотрудники юридической фирмы и стали говорить, что сейчас Пенсионный фонд начисляет пенсии с ошибками, такое происходит часто, и многие пенсионеры получают меньше, чем нужно. Предложили «проверить» правильность начисления моей пенсии – за мои же деньги, – рассказывает он. – И так убедительно все это преподнесли, что я согласился. Подумал – а вдруг и вправду меньше получаю?»
Отдал деньги, стал ждать ответа. После месяца «проверки» сотрудники фирмы сообщили ему, что пенсия ему насчитана правильно. «Сейчас я понимаю, что эти деньги я заплатил непонятно за что, – говорит Алексей Петрович. – Просто хочу предупредить других людей: если у вас есть сомнения в размерах вашей пенсии – лучше обратитесь в сам Пенсионный фонд, или уж в крайнем случае прокуратуру или суд. Но не платите за непонятные «юридические услуги», не попадайтесь на подобные уловки».
«Обманули с самого начала»
Еще одна история на тему «как срубить деньги с пенсионера» начинается все с тех же телефонных звонков на домашний телефон. (Отдельный вопрос: откуда же все эти ловкие товарищи знают телефонные номера? Наугад набирают?) «Мне позвонила диспетчер фирмы «Архитектор уюта», стала предлагать установку пластиковых окон якобы по какой-то программе, со скидками. Название фирмы я услышала впервые, – рассказывает челябинка Ольга Акимовна. – Я сказала, что сейчас не готова менять окна. Она меня стала уговаривать: к вам приедет наш сотрудник и сделает замеры. Это бесплатно».
Наверное, слово «бесплатно» имеет какой-то магическое значение. Хотя в наше время «бесплатная» услуга, как правило, оборачивается большими неприятностями, как это и случилось с Ольгой Акимовной. «Вместо одного замерщика пришли двое мужчин и стали меня активно уговаривать поменять окно на кухне и балконное в комнате. Говорили, что это будут самые лучшие немецкие окна, что они все сделают со специальной скидкой. Я говорю: хочу позвонить дочери, а они мне: да не надо ей звонить, пусть будет сюрприз. Они у меня просидели больше часа, и все говорили без конца. Я уже сдалась и подписала договор – только чтобы они ушли», – вспоминает она.
После подписания договора Ольга Акимовна отдала в качестве аванса ни мало ни много 39300 рублей. А полностью за установку двух окон «со скидками» она должна была заплатить 78000 рублей! Тут важно отметить, что в Челябинске средняя рыночная цена установки обычного окна и балконного блока в два раза меньше. Работники данной фирмы просто пользуются тем, что пенсионеры могут быть не в курсе цен на подобные услуги. То есть сначала звонят, предлагают «бесплатного замерщика», а потом по факту приходят двое человек и просто не уходят из квартиры, пока человек не подпишет этот кабальный договор.
Только через суд
«Когда я осознала, в какую ловушку попала, я написала заявление о расторжении договора и попросила вернуть аванс», – говорит Ольга Акимовна. Но фирма деньги возвращать не собиралась. Вместо этого они едва ли не в ежедневно названивали пожилому человеку и говорили одно и то же: «Вы сами подписали договор и должны его соблюдать. А если не хотите – мы привезем вам готовые оконные блоки и поставим возле ваших дверей. Делайте с ними, что хотите».
Дочь Ольги Акимовна обратилась за помощью к юристу, который, изучив договор, обнаружил там существенные нарушения. Также компания должна была в 10-дневный срок после подачи заявления о расторжении договора либо вернуть пенсионерке аванс, либо, в случае отказа, дать письменный ответ и предоставить документы о понесенных затратах. Этого не было сделано, хотя такое требование содержится в законе «О защите прав потребителей».
В итоге аванс Ольге Акимовне все же удалось вернуть. Мировой суд полностью признал законность ее исковых требований. Но этому предшествовали нервотрепки и постоянные скачки давления у 78-летней женщины. За те полгода, пока шли разбирательства, здоровье у нее было было серьезно подорвано.
Кстати, данная компания отказывалась возвращать деньги потому, что средства были якобы потрачены на изготовление окон. Правда, сначала они в своем официальном документе утверждали, что «стоимость изготовления оконных конструкций без учета монтажа составляет 51090 рублей». А на судебное заседание принесли некие квитанции, согласно которым стоимость таких оконных блоков – всего 18900 рублей. Представитель фирмы на суде так и не смог внятно объяснить, почему один и тот же вид товара стоит то 50 тысяч, то в 2,5 раза меньше.
Можно, конечно, сказать, что у этой конкретной истории относительно счастливый финал. Но далеко не все граждане так последовательно отстаивают свои права, не у всех есть родственники, которые могут помочь в тяжелой ситуации. Кто знает – сколько пожилых людей после «бесплатных» замеров согласились на окна по несусветно завышенным ценам? Фирма имеет офис в центре в Челябинске и продолжает успешно работать…
Комментарий
Михаил Лысенко, адвокат:
– Сейчас часто возникают такие ситуации, когда гражданам, в основном пенсионного возраста, навязывают либо ненужные им услуги, либо услуги по завышенным ценам. Как правило, серьезные организации не будут вам звонить на домашний телефон и предлагать свои товары и услуги. Это касается например: сантехнических работ, установки и обслуживания окон, медуслуг и т.п. Если вам сначала что-то сделают бесплатно, то в дальнейшем с вас запросят суммы выше рыночных за услуги, в которых вы на самом деле не нуждаетесь.
Люди, которые уговаривают, в частности, пенсионеров, отдать им срочно деньги на что-то «жизненно важное», используют для этого различные психологические приемы. Стоит взять за правило: если вам предлагают подписать договор и вы должны заплатить деньги, то скажите, что вам нужно время подумать. Не объясняйте зачем вам нужно время, сколько вам нужно времени и когда им вам перезвонить. Не ведите переговоров с этими людьми. Несколько дней спокойно обдумайте ситуацию, узнайте, каковы средние цены за подобные товары, услуги и т.п. Например, если к вам приходят люди, с счетчиками или фильтрами для воды и представляются работниками жэка, надо сразу же перезвонить в жэк и проверить эту информацию.
Если всё же после заключения договора на покупку товара или оказание услуги человек посчитал, что со стороны продавца товара, организации, оказавшей услугу, была какая-то недобросовестность или нарушение закона, то не следует оставаться со своими сомнениями наедине. Надо обращаться за помощью (защитой своих прав) в различные государственные органы, например Роспотребнадзор, прокуратуру, которые в соответствии со своей компетенцией дадут оценку действиям продавца или организации, оказавшей услугу, и либо развеют сомнения человека, либо защитят и восстановят его нарушенные права.