Примерное время чтения: 7 минут
306

От «Захаров» до бруталов-тягачей. АЗ «Урал» отметит 80-летие новой моделью

Наталья Вольвач / АиФ

Завод-гигант расправил плечи у подножья горы Ильментау почти 80 лет назад. По сей день он остаётся градообразующим предприятием Миасса, хоть сам город и старше его на 170 лет.

В годы Великой Отечественной войны суровые уральцы тепло приняли эвакуированных из Москвы машиностроителей. Столичные профессионалы в кратчайшие сроки развернули производство автомобилей для фронта. А когда Гитлер пал, решили остаться в живописном Миассе.

Помня о прошлом

Сегодня «Урал» считается одним из крупнейших налогоплательщиков в Челябинской области и лучшим экспортёром в России среди промышленных предприятий. В 2021 году завод отпразднует 80-летие, а юбилейные мероприятия начались уже сейчас.

Город чтит прошлое, и жёлтые «сталинки» на проспекте Автозаводцев пестрят мемориальными досками, посвящёнными лучшим работникам машиностроительного гиганта за всю его историю. 30 ноября, в день рождения завода, в Миассе торжественно открыли ещё две доски. Одна из них посвящена Дмитрию Семёновичу Стрелкину. В Миасс он приехал ещё юным вместе с родителями, эвакуированными из Москвы. К 1959 году ударник труда получил квартиру в доме, расположенном в 20 минутах ходьбы от проходной завода, и прожил в ней до последних дней.

Фото: АиФ/ Наталья Вольвач

Сейчас на предприятии работает его внучка.

Стрелкин получил звания Героя Социалистического Труда и почётного жителя Миасса.

– Это же был лучший фрезеровщик, его так никто и не превзошёл! – вспоминает бывший директор инструментального производства, ветеран АЗ «Урал» Николай Малашкин. – Стрелкин – настоящий кадровый рабочий с золотыми руками.

Другая мемориальная доска посвящена фронтовику, участнику парада на Красной площади Василию Михайловичу Густоеву. После войны он всю жизнь проработал на автозаводе. Слесарь-наладчик Густоев также получил звание Героя Социалистического Труда и стал почётным гражданином города.

– Для нас очень важно помнить прошлое, помнить тех людей, которые создавали славу автомобильного завода. Густоев пришёл работать в цех в 1943 году, а потом его призвали на фронт. Отдав воинский долг, в 1949-м он вернулся на завод и практически 50 лет отдавал долг Родине как производственник. Это был один из лучших сотрудников за всю историю предприятия, – отметил генеральный директор АЗ «Урал» Павел Яковлев.

Социальные обязательства выполнены

Через цеха автомобилестроителей прошла не одна сотня тысяч миассцев, и это при том, что сейчас население города составляет 150 тысяч человек. Практически каждая семья так или иначе связана с этим заводом.

По словам Павла Яковлева, предприятие сделало подарок себе на 80-летний юбилей. Это новый 35-тонный грузовик в бескапотном исполнении, предназначенный для дорожной отрасли. Его планируется запустить в серийное производство в апреле 2021 года. Автомобиль разработали и подготовили к производству в последние два года – аккурат к юбилею.

Фото: АиФ/ Наталья Вольвач

– К 80-летию завода мы подходим с отличными экономическими показателями. Каким бы ни был тяжёлым 2020 год, мы заканчиваем его с перевыполнением плана. Мы планировали выпустить не менее 8 300 автомобилей за 12 месяцев, и это сделано. В следующем году планируем выпустить новый продукт, увеличить чистую прибыль и, соответственно, налоговые отчисления, – заявил глава АЗ «Урал».

Несмотря на то что год выдался сложный, конвейер на автозаводе «Урал» останавливался всего на пять-шесть дней – весной, когда Президент России поручил отправить людей на самоизоляцию из-за коронавируса. Несмотря на кризис, удалось сохранить трудовой коллектив и даже улучшить условия труда.

– Мы одними из первых откликнулись на призыв губернатора Алексея Текслера о повышении заработной платы. Уже в марте проиндексировали её всем работникам. Второе повышение состоялось в сентябре. Фактически почти 100% персонала были охвачены вторым повышением заработной платы. Мы не сокращали рабочую неделю, не отправляли в вынужденный простой людей. Это результат работы всего коллектива, – говорит председатель профкома автозавода «Урал» Валерий Болотов.

Фото: АиФ/ Наталья Вольвач

По его словам, все социальные обязательства на предприятии сохранены. Здесь уже много лет действует положение об оказании материальной помощи. Работникам в разных ситуациях оказывается матпомощь до 200 тысяч рублей. Каждому родителю компенсируется плата за пребывание ребёнка в детском саду – 700 рублей в месяц. Действует программа удешевления стоимости санаторно-курортных путёвок. Причём речь идёт не только о лечении, но и об отдыхе.

Но, пожалуй, самая востребованная помощь кадрам – улучшение жилищных условий с помощью специальной ипотечной программы. Ею могут воспользоваться перспективные сотрудники, нуждающиеся в покупке жилья. В этом году 192 человека участвовали в программе компенсации уплаты процентов по ипотечным кредитам. На эти цели ежегодно выделяется около 7 млн рублей. По словам директора по персоналу АЗ «Урал» Владимира Гуськова, чтобы попасть в программу, нужно проработать на автозаводе порядка 10 лет.

Фото: АиФ/ Наталья Вольвач

 

Комментарий

Министр промышленности Челябинской области Павел Рыжий:

– Это крупнейшее машиностроительное предприятие региона, и этим всё сказано. К тому же это единственное крупное машиностроительное предприятие, которое участвует сразу в двух национальных проектах – в проекте производительности труда, а также в проекте международной конгломерации и экспорта. За это мы очень благодарны руководству автозавода.

Недавно мы обсуждали возможную смену имиджа предприятия. Конечно, не будем посягать на брутальность марки «Урал». Но есть планы, чтобы на базе этих автомобилей стала производиться такая техника, как передвижные клубы и ФАПы (фельдшерско-акушерский пункт. – Авт.). Сейчас это очень востребовано. Я знаю, что руководство завода сейчас продумывает создание передвижного рентген-кабинета на базе «Урала». Уверен, подобные новые продукты в линейке автомобилестроения будут востребованы не только в нашей Челябинской области, но и во всей России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах