Челябинский тракторный завод 1 июня отметил свой день рождения. 81 год назад с конвейера сошел первый трактор «Сталинец-60». Впоследствии завод не раз поменяет линейку продукции, будет выпускать легендарные танки, строительные машины, металлическую посуду для эвакуированных в город жителей Советского Союза.
Американский проект
Летом 29-го было создано проектное бюро, в котором инженеры создавали план будущего ЧТЗ. Примкнувший к проекту по настоянию Сталина Казимир Ловин выступил инициатором того, чтобы завод проектировали в американской компании в Детройте. Там инженеры предложили изменить организацию производства с цеховой на корпусную. Благодаря идее американцев ЧТЗ стал четвертым заводом в мире, построенным по такой системе – огромные корпуса были построены из металлоконструкций. Это помогло заводу в годы Великой Отечественной войны в сжатые сроки переквалифицироваться на выпуск новой продукции – танков.
Прелестная стройка!
Место строительства выбрали неслучайно. Страна развивалась по всем географическим направлениям, техника нужна была на обработку земель Урала и Сибири, а город как раз находился на границе регионов, в центре логистической развязки. Завод строили четыре года. Работы велись круглые сутки, а бетон для гиганта зачастую месили… под звуки музыки! Чтобы рабочие не заснули, в ночную смену часто включали бодрые мелодии.
На XVII съезде партии «железный комиссар» Григорий Орджоникидзе сказал о челябинском заводе: «Такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке. Такой прелестной стройки, как Челябинский тракторный завод, у нас больше нет».
И действительно, гигант менял облик Челябинска – из уездного городка южноуральская столица превращалась в индустриальный центр. В 1930 был заложен соцгород ЧТЗ на 50 тысяч жителей. Все это были строители нового завода.
На второй год работы завода он уже выпускал по 100 тракторов в сутки. 30 марта 1940 с конвейера сошел 100 000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов на тот момент равнялась 6 миллионам лошадиных сил или мощности десяти Днепровских гидроэлектростанций.
Появились первые кирпичные дома, первые трамваи, бассейн, звуковой кинотеатр – все это постепенно вырастало рядом с заводом.
Танкоград
Выпускать тягачи и трактора на Урале перестали с началом Великой Отечественной войны. Буквально за несколько недель сюда полностью перенесли Ленинградский, Кировский и Харьковский моторный заводы. Территория завода расширилась на 17 цехов, общая площадь гиганта составляла 100 тысяч квадратных метров. С декабря 1941 ЧТЗ стал выпускать танки.
Пока мужчины воевали, женщины и дети по 18 часов трудились на заводе. Выходцы из западной части страны часто не имели с собой даже вещей первой необходимости. Их в спешке эвакуировали на Урал, толком не дав собраться. Поэтому из отходов производства танков на ЧТЗ изготавливали бытовые принадлежности – посуду, портсигары и даже шахматы.
К 1946 году, пройдя войну столь же доблестно, как и весь народ, завод был многократно награжден: получил орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Кутузова I степени – все это за выдающиеся услуги перед родиной.
После войны
После войны и до развала Советского Союза ЧТЗ бил все новые рекорды в производстве. В 1984 году с конвейера завода сошел миллионный трактор, а 4 года спустя бульдозер-рыхлитель Т-800 был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире.
В 90-е годы, когда в России наступили непростые времена, завод пережил и банкротство, и реорганизацию, получив в конечном итоге вторую жизнь.
Завод сегодня
Сегодня Челябинский тракторный завод успешно производит колесную и гусеничную дорожно-строительную технику: бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики, мини-тракторы. В 2003 году завод удостоился ордена Дружбы от президента Вьетнама за укрепление дружественных связей между странами, в 2008 патриарх Всея Руси Алексий II наградил завод орденом Святого благоверного князя Дмитрия Донского «за добрые деяния на благо людей».
«История завода – это отражение истории всей страны», – считает экскурсовод музея ЧТЗ Ольга Котова.