aif.ru counter
АиФ-Челябинск 2111

Отражение. Челябинский тракторный завод как зеркало истории страны

81 год назад из ворот Челябинского тракторного завода вышли первые машины. С тех пор ЧТЗ оброс богатой историей. О том, как завод переживал взлеты и падения вместе со страной – в материале «АиФ-Челябинск».

Кадр из фильма

Челябинский тракторный завод 1 июня отметил свой день рождения. 81 год назад с конвейера сошел первый трактор «Сталинец-60». Впоследствии завод не раз поменяет линейку продукции, будет выпускать легендарные танки, строительные машины, металлическую посуду для эвакуированных в город жителей Советского Союза. 

ЧТЗ Фото: Из личного архива

Американский проект

Летом 29-го было создано проектное бюро, в котором инженеры создавали план будущего ЧТЗ. Примкнувший к проекту по настоянию Сталина Казимир Ловин выступил инициатором того, чтобы завод проектировали в американской компании в Детройте. Там инженеры предложили изменить организацию производства с цеховой на корпусную. Благодаря идее американцев ЧТЗ стал четвертым заводом в мире, построенным по такой системе – огромные корпуса были построены из металлоконструкций. Это помогло заводу в годы Великой Отечественной войны в сжатые сроки переквалифицироваться на выпуск новой продукции – танков. 

Прелестная стройка!

Место строительства выбрали неслучайно. Страна развивалась по всем географическим направлениям, техника нужна была на обработку земель Урала и Сибири, а город как раз находился на границе регионов, в центре логистической развязки. Завод строили четыре года. Работы велись круглые сутки, а бетон для гиганта зачастую месили… под звуки музыки! Чтобы рабочие не заснули, в ночную смену часто включали бодрые мелодии. 

ЧТЗ, стройка Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

На XVII съезде партии «железный комиссар» Григорий Орджоникидзе сказал о челябинском заводе: «Такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке. Такой прелестной стройки, как Челябинский тракторный завод, у нас больше нет».

И действительно, гигант менял облик Челябинска – из уездного городка южноуральская столица превращалась в индустриальный центр. В 1930 был заложен соцгород ЧТЗ на 50 тысяч жителей. Все это были строители нового завода. 

Челябинск в начале 30-х Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

На второй год работы завода он уже выпускал по 100 тракторов в сутки. 30 марта 1940 с конвейера сошел 100 000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов на тот момент равнялась 6 миллионам лошадиных сил или мощности десяти Днепровских гидроэлектростанций.

«Сталинец». Трактор С-60, стоящий на постаменте у проходной ЧТЗ. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Появились первые кирпичные дома, первые трамваи, бассейн, звуковой кинотеатр – все это постепенно вырастало рядом с заводом.

Танкоград

Выпускать тягачи и трактора на Урале перестали с началом Великой Отечественной войны. Буквально за несколько недель сюда полностью перенесли Ленинградский, Кировский и Харьковский моторный заводы. Территория завода расширилась на 17 цехов, общая площадь гиганта составляла 100 тысяч квадратных метров. С декабря 1941 ЧТЗ стал выпускать танки. 

Танкоград Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

Пока мужчины воевали, женщины и дети по 18 часов трудились на заводе. Выходцы из западной части страны часто не имели с собой даже вещей первой необходимости. Их в спешке эвакуировали на Урал, толком не дав собраться. Поэтому из отходов производства танков на ЧТЗ изготавливали бытовые принадлежности – посуду, портсигары и даже шахматы.

К 1946 году, пройдя войну столь же доблестно, как и весь народ, завод был многократно награжден: получил орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Кутузова I степени – все это за выдающиеся услуги перед родиной.

Шахматы Танкоградцев Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

После войны

После войны и до развала Советского Союза ЧТЗ бил все новые рекорды в производстве. В 1984 году с конвейера завода сошел миллионный трактор, а 4 года спустя бульдозер-рыхлитель Т-800 был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире.

В 90-е годы, когда в России наступили непростые времена, завод пережил и банкротство, и реорганизацию, получив в конечном итоге вторую жизнь.

Т-800 Фото: Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ

Завод сегодня

Сегодня Челябинский тракторный завод успешно производит колесную и гусеничную дорожно-строительную технику: бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики, мини-тракторы. В 2003 году завод удостоился ордена Дружбы от президента Вьетнама за укрепление дружественных связей между странами, в 2008 патриарх Всея Руси Алексий II наградил завод орденом Святого благоверного князя Дмитрия Донского «за добрые деяния на благо людей».

«История завода – это отражение истории всей страны», – считает экскурсовод музея ЧТЗ Ольга Котова.

Основные предприятия Челябинска: инфографика Фото: АиФ

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Kolmakov MaxMaximak[twitter]
    |
    12:02
    18.01.2016
    0
    +
    -
    Стоит добавить, что Казимир Ловин был также инициатором того, чтобы трактор "Сталинец-60" был точной копией "Катерпиллера 60", который в детройтском офисе "Chelyabinsk Tractor Plant" на 13-м этаже Union Trust Building по адресу Детройт, 500 Griswold Street был полностью разобран на части, метризирован и адаптирован к условиям СССР при непосредственном участии бывших инженеров фирмы "Катерпиллар", которые впоследствии (1932-33 годы) уже в СССР стояли на ключевых постах при монтаже и запуске оборудования на ЧТЗ.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество