Примерное время чтения: 5 минут
919

За что платим? В ОДН включены потери в сетях

По всей области общедомовыми приборами учёта оборудовано только 30% домов.
По всей области общедомовыми приборами учёта оборудовано только 30% домов. / фото Александра Фирсова / АиФ

Управляющие компании после предупреждения Госжилинспекции пересчитывают плату за электроэнергию, потреблённую для содержания общедомовых нужд. И хоть платежи уменьшились, собственники до сих не понимают, за что они платят.

На злободневные вопросы южноуральцев о новой строке в квитанциях мы попросили ответить специалистов ПАО «Челябэнергосбыт».

Лифт и домофон не в счёт

Справедливо ли, что плата за общедомовые нужды стала рассчитываться по формуле через норматив, а не по прибору учёта?

Р. Ширшова, Миасс

«Прежде уже применялась такая система. Платёж за ОДН был заложен в тариф за содержание и ремонт жилья, и собственники никогда не знали, сколько именно и за что платят. Энергосбытовая компания точно так же заключала договор с управляющими организациями, согласно которому потребители платили не напрямую, а через коммунальщиков. Данные по Копейску свидетельствуют о том, что раньше на дом начисляли даже больше в киловатт-часах, чем сейчас. И управляющим компаниям хватало денег на всё, в том числе на мелкий ремонт и замену лампочек».

Почему норматив такой высокий? Лампы в подъезде потребляют так много электроэнергии?

Г. Саенко, Златоуст

«Здесь не на лампочки надо ориентироваться. Основное - это потери в сетях, которые неизбежны от ввода в дом до передачи электроэнергии в квартиру. По физике знаем, что при протекании тока провод нагревается, из-за чего происходят естественные потери. В новых домах они составляют 2-3%, а в старых - 8-10%. Это если всё хорошо подкручено. А если греются контакты - и того больше».

На что конкретно идёт электричество для содержания общедомового имущества?

В. Рылов, Карталинский район

«Во многих домах устанавливаются светодиодные лампы, которые загораются при передвижении жильцов в подъезде. Поэтому освещение сейчас не предполагает больших затрат. Договор на электроснабжение лифта в большинстве случаев заключается отдельный. Поэтому часть электроэнергии выходит из дома как транзит (то есть вычитается из начислений за ОДН) и не учитывается в платежах жильцов. А есть управляющие компании, которые сами заключают договор с организациями, обслуживающими лифтовое оборудование, поэтому затраты на его работу отражаются в квитанциях.

Домофон в режиме ожидания потребляет примерно как обычная лампочка, а когда человек по нему разговаривает, расход увеличивается в зависимости от количества этажей многоквартирного дома. Как правило, по домофону тоже заключается отдельный договор, поэтому организация, которая его обслуживает, рассчитывается с энергетиками по установленному заранее тарифу».

Платёж не станет меньше

Правда, что за ОДН, рассчитанные по сегодняшнему нормативу, платежи в несколько раз больше, чем если рассчитывать по счётчику?

К. Ломако, Челябинск

«В обоих случаях суммы должны быть примерно одинаковые. В десятиэтажном и выше доме, который построен в последние десятилетия, где внутриподъездные провода из меди, имеющей меньшее сопротивление, потерь на внутридомовых сетях будет меньше, и в таких домах начисление по приборам учёта действительно было выгоднее, чем сейчас норматив. А вот в старых двух-, трёх-, пятиэтажных домах с алюминиевыми проводами расчёты по нормативу получаются меньше, чем по прибору учёта. Поэтому управляющие компании, имеющие на балансе только старое жильё, будут работать в минус, а обслуживающие новостройки окажутся в плюсе».

Когда норматив на ОДН пересчитают без учёта площадей чердаков и подвалов, платить будем меньше?

Д. Голуцкий, Верхний Уфалей

«Летом норматив будет пересмотрен в сторону снижения, но конечное произведение площади с чердаками и подвалами на новый норматив останется примерно таким же. То есть не стоит ожидать, что платить будем меньше. Ведь в принципе норматив правильно рассчитан. Если сложить старые и новые дома, то получится примерно столько, сколько и потребляем в действительности».

Проверьте паспорт!

Много ли домов на Южном Урале не оборудовано общедомовыми счётчиками из-за отсутствия технической возможности?

Ж. Паутова, Копейск

«По всей области общедомовыми приборами учёта оборудовано только 30% домов. Сколько из оставшихся не имеют технической возможности на установку счётчика - точно неизвестно. Сейчас управляющие компании активно занялись этим вопросом. За последние два месяца оформлено около 200 актов о невозможности установить общедомовой прибор учёта. Кстати, для собственников квартир, в чьих домах нельзя поставить общедомовой счётчик по техническим причинам, при расчёте платы за индивидуальное потребление коммунального ресурса не применяется повышающий коэффициент, который для всех остальных не установивших в квартире счётчики с этого года увеличен до 1,5».

Имеет ли прибор учёта электроэнергии срок годности?

Е. Видяев, Озёрск

«Собственники жилья должны внимательно изучить паспорт прибора учёта, в котором указаны данные о дате госповерки (проходит на заводе-изготовителе) и межповерочном интервале. Если паспорта на счётчик нет, информацию о квартале и годе госповерки можно узнать по оттиску на пломбах госповерителя, а сведения о межповерочном интервале есть на официальном сайте завода-изготовителя. В базе данных энергосбытовой компании также имеется информация об истечении срока межповерочного интервала приборов учёта потребителей. За шесть месяцев до этой даты каждого абонента предупреждают индивидуально, информация публикуется в квитанции за электроэнергию. С 1 января 2017 года в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учёта в два раза уменьшился период расчёта по среднему объёму - с шести месяцев до трёх. По их истечении при отсутствии показаний плата рассчитывается исходя из нормативов потребления».

«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:

Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах