Примерное время чтения: 6 минут
269

Почему не едет лифт? 3500 подъёмников в Челябинске отжили свой срок

В Челябинске 3500 лифтов, изживших положенный им срок эксплуатации 25 лет. Есть и такие, которые служат уже почти четыре десятка лет. Понятно, что их давно бы пора заменить. Ан нет, не так–то это и просто.

Лифт является самым сложным и поэтому дорогим технологическим оборудованием многоквартирного дома. На его капитальный ремонт потребуются сотни тысяч рублей, а стоимость полной замены приближается к двум миллионам. В рамках программы капремонтов многоквартирных домов масштабная замена лифтов планируется лишь с 2025 года. До этого времени будет произведена лишь замена единичных лифтов: в старых домах, где запланированы капремонты на ближайшие годы, лифтов почти нет. Так, в 2015 году «Региональный оператор капремонтов Челябинской области» поменял семь лифтов в области, в этом году запланирована замена четырёх.

«Мы обслуживаем около 2800 лифтов по всей области, из них 2000 в Челябинске, – рассказывает генеральный директор ООО «СоюзЛифтМонтаж» Игорь ИВАНОВ. – Здесь 40% лифтов превысили нормативный срок службы. Есть среди наших лифтов такие, срок службы которых перевалил за 38 лет! Стараемся поддерживать их в максимально безопасном состоянии за счёт текущих работ. Но для механизма, который постоянно, ежедневно находится в движении, это недопустимо».

Тариф: разделить или увеличить?

Сегодня затраты на содержание и ремонт лежат на плечах собственников. Понятно, что собрать с жителей столь внушительные суммы на новый лифт невозможно. По словам генерального директора Регоператора Вадима БОРИСОВА, возможным решением наболевшей проблемы может стать разграничение тарифа на капитальные ремонты для тех жителей, в домах которых есть лифты и у кого их нет. Разделение суммы оплаты взносов будет справедливым и позволит регоператору увеличить количество лифтов проходящих капремонт. Проще говоря, ремонт или замена лифта не должны быть одним из шести видов капремонта, для этих работ следует сформировать отдельную программу.

«Вместо этого можно просто увеличить тариф, заложив в него плату за лифт, – предлагает Иванов. – Поделите 1 800 000 рублей (стоимость лифта и работ по его замене) на 2000 квадратных метров (стандартная жилая площадь одного обычного девятиэтажного подъезда, где по 3–4 квартиры на каждом этаже). Получилось 900 руб. Затем делим на 25 лет (срок службы лифта). Получается 36 руб. Затем делим на 12 месяцев, получаем 3. То есть ежемесячная плата за лифт может составлять всего 3 руб. с квадратного метра! И эти деньги необходимо закладывать в тариф уже сегодня, потому что это единственный способ появления средств на замену лифтов. Неизвестно ещё, одобрят ли местные депутаты отдельную программу по лифтам. Скорее всего, нам никто этих денег не даст. Хотя лифт, кстати, является единственным опасным механизмом в ЖКХ, не считая газовых плит».

А обслуживает кто?

Ещё одной проблемой лифтового хозяйства, которую можно было бы решить на местном уровне, он считает недобросовестность некоторых управляющих компаний. Собирая с жильцов 100% денежных средств по статье «Обслуживание лифтов», они нанимают фирмы, которые вовсе на таких работах не специализируются. За их труды УК платят им 50% из собранных средств, а то и менее. Оставляя большую часть денег себе. Только вот себе по закону УК должна оставлять не более 10%.

«Каково было наше удивление, когда при переговорах с одной УК мы заявили, что готовы обслуживать лифты в её доме за 70% собранных по статье средств, а нам ответили, мол, есть другие, согласные и на 40%! – вспоминает Иванов. – Понятно, что у таких организаций нет ни обученного персонала, ни службы контроля качества, ни авариек и т.д. Могу сказать, что на Южном Урале насчитывается порядка 60–80 организаций, так или иначе занимающихся обслуживанием лифтов. И только 10–12 из них достойные, со штатом квалифицированных специалистов».

То, что к тендерам по обслуживанию лифтов допускаются любые организации, зарегистрированные в РФ в установленном порядке, Иванов вообще называет проблемой федерального масштаба. Действительность такова, что не предъявляется никаких требований по квалификации и аттестации персонала; участвуя в тендере, даже не нужно подавать сведений о наличии аттестованного персонала.

«Эта проблема больше относится к общественным организациям, в т.ч. к больницам и поликлиникам, – отмечает директор «СоюзЛифтМонтажа». – Например, в прошлом году тендер на обслуживание лифтов в больнице Металлургического района выиграла организация, специализирующаяся на оптовой продаже бумаги. И таких прецедентов великое множество».

Ни требований, ни контроля

Но самое печальное, что на территории всей страны нет должного надзора за эксплуатацией лифтов в многоквартирных жилых домах. Нет органа, инстанции, которая бы этим надзором занималась. Ранее таким органом являлся Ростехнадзор. Сегодня он может только что–то рекомендовать, но проверками занимается только когда происходит авария.

«Конечно, если из–за неисправности лифта кто–то погибнет, Ростехнадзор, подключится, – рассуждает Игорь Иванов, – но не раньше. До принятия технического регламента Таможенного союза у нас действовали «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов», которые регламентировали обязанности владельца лифта, обязанности обслуживающей организации и регламентировали квалификационный уровень обслуживающих организаций. Когда эти правила были отменены, взамен не создали ничего. Считаю, что на федеральном уровне в обязательном порядке надо принимать либо правила устройства безопасной эксплуатации, либо аналогичный документ, чтобы был орган по надзору и контролю за работой лифтов в многоквартирных жилых домах».

КСТАТИ

Стоит напомнить, что на территории Челябинской области есть собственный лифтостроительный завод «Витчел», образованный в 2011 году. Директором также является Игорь Иванов. Но дело не в этом, а в том, что совершенно не обязательно покупать лифты в других городах и даже странах, уводя денежные средства из области. Сегодня завод поставляет свои лифты в Екатеринбург, Москву и Тулу, а также в Казахстан. Предприятие в силах производить 50 лифтов в месяц, но пока оно настолько не загружено. Так, в 2014 году было заказано 200 лифтов, а в 2015 – 130. в соответствии с современными стандартами, лифты выпускаются из негорючих материалов, со светодиодным освещением, с фотозанавесом и шрифтом Брайля на кнопках.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах