Год экологии в России подходит к концу. В рамках исполнения Стратегии экологической безопасности РФ, руководство Челябинской области ставило перед собой две основные задачи: определить меры по уменьшению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах, и отладить систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Каких положительных изменений в этих сферах удалось добиться, и над чём ещё предстоит работать?
Зачем считать выбросы?
Владимир Бурматов, депутат Государственной думы от Челябинской области:
- Нам удалось продавить рассмотрение законопроекта о сводных расчётах загрязнения атмосферного воздуха. С этой инициативой губернатор Челябинской области Борис Дубровский выступал на заседании Госсовета по вопросу об экологическом развитии России в интересах будущих поколений, но она целый год лежала без движения. Предлагается оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городах и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Недавно законопроект был внесён в Госдуму, одобрен профильным комитетом и уже готовится к первому чтению. Существует предварительная договорённость, что его поддержат Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Росприроднадзор.
Поражение вижу в очень низком проценте выполнения поручений президента в сфере экологии со стороны федерального Минприроды. Причём тех, которые имеют приоритетную важность именно для Челябинской области. Одно из них - принятие необходимых нормативных актов по оснащению всех предприятий-загрязнителей счётчиками, благодаря которым мы могли бы понимать, кто и сколько производит выбросов в конкретный момент. Эти данные должны поступать в единый центр для независимой фиксации. Эта мера даст и гражданам, и властям понимание, из чего складывается неблагоприятная ситуация с экологией, сразу будет понятно, кто в этом виноват. Мы полагаем, что внедрение затягивается министерством как раз в интересах предприятий-загрязнителей.
Кроме того, Минприроды до сих пор не разработало нормативные акты, которые бы позволяли гражданам иметь доступ к экологической информации. Это исключило бы недомолвки, недосказанности в этой сфере, а также панические настроения со стороны населения. При нормальной информированности была бы возможность строить конструктивный диалог между гражданами и органами власти. Сейчас Госдума взяла на себя эту задачу и разрабатывает соответствующий законопроект, понимая, что Минприроды не сделает этого до конца текущего года.
Где нужны посадки?
Феликс Панов, руководитель южноуральского общественного волонтёрского экодвижения «Время Че», член Общественной палаты РФ:
- Региональное министерство экологии с учётом новых законов разработало схему обращения с отходами. Речь идёт о шести кластерах: Челябинском, Магнитогорском, Кыштымском, Карабашском, Саткинском и Усть-Катавском. Эта система предполагает отказ от складирования мусора. Все твёрдые коммунальные отходы будут перерабатываться, и только те, что не подлежат вторичному использованию, - захораниваться. Однако сложности возникли по Челябинской городской свалке. Рекультивация столь большого объёма мусора требует серьёзных финансовых затрат. Ранее заявлялась сумма 1,2 млрд рублей. До конца 2017 года область должна получить из федерального бюджета 113 млн на строительство мусороперерабатывающих предприятий.
Новая схема обращения с отходами предполагает отказ от складирования мусора. Все твёрдые коммунальные отходы будут перерабатываться, и только те, что не подлежат вторичному использованию, - захораниваться.
Кроме того, полигоны в Копейске и посёлках Полетаево и Урефты Сосновского района пока не готовы принять весь наш мусор. Поэтому не думаю, что чиновникам удастся выполнить обещание и закрыть челябинскую свалку с 1 января 2018 года. А пока идут работы по увеличению мощности полетаевского полигона. А вот на юге области уже запустили Магнитогорский мусорный кластер. Там заложена очень высокая процентовка переработки отходов, что вкупе с увеличением транспортного плеча по доставке мусора, к сожалению, отразилось на тарифах для населения.
Ещё бы обратил внимание на резонансные истории по вырубке зелёных насаждений под строительство магазинов и парковок. Доходит до абсурдных историй. Так, на улице Черкасской в Металлургическом районе Челябинска был вырублен сквер, защищающий многоэтажные дома от четырёхполосной автодороги, а в качестве компенсации деревья высадили в посёлке Аэропорт, в 20 км от этой точки. Это никого не устраивает. Поэтому в сентябре на заседании губернатора было принято решение об обязательном согласовании производимых вырубок на территории Челябинска с жителями. Этой практикой занимаются на уровне администрации города. Приоритет в строительных вопросах должен отдаваться населению.
Сколько свалок убрали?
Виталий Вороной, координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса:
- В Челябинской области наконец начали бороться с несанкционированными свалками, хоть и медленно. За год удалось ликвидировать порядка 50 свалок, отмеченных южноуральцами на специальной интерактивной карте kartasvalok.ru. В некоторых муниципалитетах, правда, возникает недопонимание. Например, власти Аргаяшского района так и не поставили мусорные баки вдоль дороги на село Кузнецкое. В результате оставленный автомобилистами мусор разлетается по всему лесу, на уборку которого чиновникам приходится тратить по 20-30 тысяч рублей. Куда проще поставить бак и вывозить его раз в месяц.
Во время рейдов в лесу в этом году я ни разу не встретил рабочих, занимающихся спилом деревьев без порубочных билетов. Однако рубят, как правило, больше чем предусмотрено в документах, выходят за границы делян. По-прежнему отмечается плохая уборка и сжигание порубочных остатков. В Челябинском городском бору до сих пор стоят горельники после пожаров 1990-х годов. Туда надо бросить дополнительные силы и срочно убрать сухие сосны, чтобы весной уже посадить новые саженцы. Что касается работ по лесовосстановлению, то больших претензий не было. В целом главное управление лесами Челябинской области стало быстрее реагировать на претензии.
Кто дымит?
Виталий Безруков, руководитель благотворительного фонда «Моя планета»:
- Год экологии был богат на события. Во-первых, это огромное внимание к экологическим вопросам. Многие проблемы сдвинулись с мёртвой точки, например, начались подготовительные работы по закрытию и рекультивации свалок, а также по изменению системы контроля над выбросами в атмосферный воздух путём разработки сводного тома расчётов. Власти уделили большое внимание озеленению и выбросам автомобильного транспорта.
Совместно с надзорными органами нам удалось выстроить систему плотного взаимодействия в поисках нарушителей экологического законодательства. В частности, это касалось поиска малых предприятий, о выбросах которых было мало известно. Общественники выявляли их с помощью обращений граждан в экологическую приёмную, а также в ходе проводимых рейдов - своих и совместных с надзорными органами. По всем выявленным объектам прошли и проходят на данный момент проверки. Кроме того, экологи выявляли предприятия, сливающие разные виды отходов в водоёмы и загрязняющие почву.
Нашей организацией было высажено более 10 тысяч саженцев деревьев разных возрастов и видов, волонтёры создали в центре Челябинска литературный сквер, а также совместно с органами власти заложили сад ШОС и БРИКС.