Примерное время чтения: 3 минуты
47

Энергия Победы. «... Мне рассказали, как погиб мой муж»

Сюжет «Урал – горячее сердце победы»

Проект, посвященный подвигу энергетиков Челябинской области в годы Великой Отечественной войны, мы начинаем с грандиозной операции, равной по своей значимости величайшим битвам Второй мировой... За 1941-1942 годы из оккупированных немцами регионов Советского Союза на восток была перемещена целая индустриальная держава, чтобы в тылу ковать победу над врагом. Как воздух, были нужны новые энергетические мощности.

Продолжение. Первая часть историй здесь.

Из воспоминаний Ольги Ивановны Яковлевой (ветерана Челябэнерго):

Наши мужчины один за другим уходили на фронт, на их место становились женщины. Закончишь смену, а через восемь часов опять к турбине. Но не только у турбин трудились мы. После смены турбомашинисты превращались в грузчиков, чернорабочих – разгружали уголь, убирали шлак. На подсобном хозяйстве тоже немало трудились… Все нам было по плечу. Многим пришлось пережить тяжелые утраты. Как-то после смены меня вызывают в партком. Я сразу поняла, к чему клонят.

- Давайте, - говорю, - зачем тянуть? – и тогда мне отдали письмо. В нем рассказывалось, как погиб мой муж. Сжало меня всю. Одна я осталась. Дочь наша Галя умерла незадолго до этого… Только день пробыла я дома. А на второй пошла в цех. Не время было плакать… Когда оглянешься назад, на все, что было сделано за эти годы, невольно думается: особенные люди, герои! А начнешь перебирать в памяти все – да нет, обыкновенные, простые.

Из воспоминаний Петра Зотеевича Гусева (ветерана Челябэнерго):

Мне было 16 лет, когда началась война, жил с родителями в поселке Октябрьском - это недалеко от Миасса. Там двенадцатый контрольный пункт был по воздушной линии электропередачи «Магнитогорск – Златоуст» на деревянных опорах, габаритах 220 кВ, а работала она на напряжении 110 кВ. Там на контрольном пункте работал мой отец Гусев Зотей Федотович. Линии электропередачи, сооруженные на деревянных опорах, требовали постоянного и тщательного ухода, регулярного осмотра и ремонта. На Южном Урале они проходили по тайге, горам, другим труднодоступным местам. Для обслуживания ЛЭП на их трассах создавались контрольные пункты, располагавшиеся в 15-20 км друг от друга. На каждом постоянно жили два-три электромонтера-линейщика со своими семьями. Вызванный по телефону линейщик запрягал свою лошадь, укладывал пожитки и направлялся по трассе в Златоуст. Там проходил сбор и организация бригад, получение необходимых материалов и инвентаря. Через день-два – на ЛЭП к месту работ. Так и кочевали. Лошадь – была основным двигателем и транспортным средством.

18 лет исполнилось, приняли меня на работу в Златоустовские электрические сети… Месяц проработал, повестка пришла. Дали мне сначала отсрочку на 6 месяцев, а потом бронь до конца войны. Монтеров-то мало осталось, старики, которых не успели взять на фронт, да мы, молодежь, которая только что пришла на замену.

Ездили по железной дороге, садили нас на любой «товарняк», у нас проездные были специальные. Мы с когтями, поясами, с такелажем, с инструментами в товарняк грузимся, а на месте «выбрасываемся», с участка приезжают, нас забирают. А когда и пешком. Приедем на такой-то контрольный, а там работа идет – лошадь занята, не встретят нас, и 2-3 км или больше пешком: когти на себе, пояс, инструменты, сухой паек в рюкзаке - питаться же надо дня два-три. В магазине карточку отоваришь - хлеб, крупы возьмешь, жиры давали… у «верховиков» килограммовая карточка была, на нее килограмм хлеба давали».

По материалам из архива «Россети Урал» - «Челябэнерго»

Продолжение следует

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах