Проект, посвященный подвигу энергетиков Челябинской области в годы Великой Отечественной войны, мы начинаем с грандиозной операции, равной по своей значимости величайшим битвам Второй мировой... За 1941-1942 годы из оккупированных немцами регионов Советского Союза на восток была перемещена целая индустриальная держава, чтобы в тылу ковать победу над врагом. Как воздух, были нужны новые энергетические мощности.
Исключительно сложное и трудное дело выпало на долю уральцев — принять, разместить и пустить эвакуированные заводы. На Южный Урал было эвакуировано около 200 крупных предприятий: Кировский и Харьковский заводы, Московский часовой и патронный заводы, заводы «Калибр», «Электромашина» и «Компрессор»; в Чебаркуль — знаменитый завод «Электросталь», в Миасс — автомобильный завод имени Сталина (ЗИС)... Список настолько значителен, а темп организации производства настолько высок, что ни о чем ином, кроме героизма работников тыла, говорить не приходится. Монтаж нередко шел под открытым небом, работы велись круглосуточно. Эвакуированные заводы вводили в строй быстрыми темпами — через полтора-два месяца.
Газета «Правда» писала о доблестном труде энергетиков: «Бесперебойно питать электроэнергией шахты, металлургические, авиационные, танковые, пушечные и другие военные заводы, неуклонно наращивать энергетические мощности — эта задача вдохновляла советских энергетиков в их славных трудовых подвигах на всем протяжении войны. И тогда, когда они под огнем врага демонтировали электростанции, чтобы отправить в безопасные районы. И тогда, когда они воздвигали новые станции, — никакие трудности не могли сломить их волю. Патриотизм наших людей творил чудеса».
Из воспоминаний Михаила Васильевича Кашина (ветерана Челябэнерго):
Когда война началась, мне не было и шестнадцати лет. После окончания семи классов в 1942 году был мобилизован и отправлен на обучение на электромонтера в город Бакал. ...я с «отличием» окончил школу фабрично-заводского обучения и был зачислен электромонтером 5-го разряда. Нас привезли в Юрюзань на строительство электростанции. По 16 часов работали, никаких выходных. Тяжело было, голодно, да и холодно: обуты были в колодки — березовая деревянная подошва и на гвоздиках набит брезент сверху. Да и такие колодки давали как премию.
Из воспоминаний Николая Петровича Долинина (ветерана Челябэнерго):
... я был ребенком, но я много что запомнил из тех военных событий. ...Началась война. Эвакуировали военный оружейный завод из Тулы. На заводе был теплоагрегат мощностью 500 кВт, для него нужна была дополнительная мощность. Было принято решение форсировать стройку гидроэлектростанции. А рабочей силы не было. Прислали три батальона так называемой трудармии. Они работали только за еду. ...Во время войны возводили также линию электропередачи 6 кВ в районе Аксарского ключа. А морозы были страшные, 40 градусов. Работали девчушки, набранные из близлежащих деревень. Жгли костры, оттаивали землю, копали, чтобы опору поставить. Руководил ими электрик из Усть-Катава, которых понимал в электричестве. Трудно это было очень... Мне тогда было около 6 лет, а все помню. Кирпича не было, из реки гальку вытаскивали, на реке были построены эстакады, труд адский...Мы, мальчишки, ходили смотрели. За два года был построен корпус электростанции.
По материалам из архива «Россети Урал» — «Челябэнерго».
Продолжение следует.