Примерное время чтения: 9 минут
209

Эксклюзив, бывший в употреблении. Репортаж из магазинов «секонд-хенд»

Фото Надежды Уваровой / АиФ

Корреспондент chel.aif.ru прогулялся по нескольким торговым точкам такого формата и выяснил: люди идут не за выгодой, а за эксклюзивом.

«Зачем платить больше?»

В Челябинске магазинов «секонд-хенд» насчитывается не так много. Столичные модники в этом плане могут разгуляться сильнее: в Москве и Санкт-Петербурге «секонды» и «стоки» распространены гораздо сильнее. Среди наших торговых точек можно как сетевые, так и одиночные.

Магазины одежды, бывшей в употреблении, появились в годы Второй мировой войны в Европе. С тех пор они претерпели значительные изменения.

В первом же магазине, куда я зашла, сегодня распродажа. Среди вешалок с разноцветными нарядами десятки челябинцев. Ловлю себя на мысли: нельзя определить четкий портрет здешнего покупателя. Есть и пожилые дамы, и молодые мамы с колясками, и стайка шумных подростков. Знакомлюсь с невысокой блондинкой по имени Анастасия.

«Я здесь частый гость, - говорит Настя. - «Секонды» обожаю. Зачем платить больше, если можно найти шикарные вещи, причем качественные? Тут мы с девочками решили организовать фотосессию формата 90-х. Я как глянула на маркетплейсе, сколько стоит купить лосины, свитер, джинсы... Зачем, если я здесь все уже нашла, и даже в тысячу наряд не вышел»?

Мы подошли к стойке с платьями. Вижу немало фирменных дорогих вещей: есть и бренды, ушедшие из страны. Анастасия нашла на себя модное белое платье из кружева. Признаться, увидев ее в нем на улице, я бы решила, что наряд стоит тысяч десять.

«Не из моргов!»

«Отношение к магазинам, торгующим одеждой б/у, у народа разное, - говорит продавец другого магазина, Наталья. - Я начала работать на точке, когда еще на рынке на раскладушках торговали. Тогда многие брезговали. Каких только легенд не ходило! Как вам такая: это одежда с покойников, которую присылают из заграничных моргов? Сейчас люди такую ерунду не говорят, но некоторые высказывают свое «фи»: одежда неприятно пахнет и неизвестно кем ношена. Запах - это остатки от средств специальной обработки. Дома выстирал, проветрил — и порядок».

К кассе подходит молодой человек, одетый подчеркнуто стильно. Кладет перед продавцом гору одежды. Наталья здоровается с посетителем и объясняет, что это — один из постоянных клиентов их магазина, заходит почти каждый день.

«Есть интересные люди, - рассказывает продавец. - Например, девушка приходит только в первый день завоза и выбирает исключительно зеленые оттенки вещей. В основном, конечно, женщины. Давно «на ты» мы с тренером дворовой футбольной команды. Он покупает мальчишкам спортивные брюки и футболки. Говорит, если бы не наш магазин, никаких денег не напасся бы одеть такую ораву. Частая гостья — известная в городе врач. У нее своя философия, она за экологичность, отдает ненужные вещи на благотворительность и одевается только в секонд-хендах».

Следующий магазин специфического сегмента почти не устраивает распродажи. Продавцы говорят, цены итак ниже некуда. Главное в этой одежде — не быть супермодной, а качественной. Вещи даже не самых современных фасонов неизвестных брендов сшиты из добротных тканей, лишены торчащих ниток, не растягиваются, не теряют вида от первой стирки.

Мир давно повернулся в сторону экономии ресурсов.
Мир давно повернулся в сторону экономии ресурсов. Фото: АиФ/ Фото Надежды Уваровой

«Часто покупают одежду на один раз, - говорит она. - Смеюсь, когда слышу, что покупают домой или в огород. Потому что все эти вещи вижу потом в городе. Малышам много берут. Я сама считаю, проще износить и выбросить, чем отвалить за наряд кучу денег и плакать да носить».

«Не нравится, как пахнет»

Одна моя знакомая, Марина, говорит, ее дочь категорически не приемлет «секонд-хенды». Она считает унизительным покупать вещи, которые уже кто-то носил. Говорит, что они дурно пахнут. А еще — что девушка чувствует себя бедной, когда мама предлагает сходить в такой магазин. И у этой одежды «чужая энергетика».

Марина уверяет: зато когда она принесет купленную в секонд-хенде вещь домой, выстирает, погладит и наденет, дочь тотчас заберет ее себе, и так происходит почти в ста процентах случаев.

«Мы как-то услышали в популярном шоу, как историк моды Александр Васильев хвалил секонд-хенды, - говорит Марина. - Но дочь привела мне свои доводы: ей не приятно, что вещь кто-то мог до нее уже померить. А вот это действительно смешно: а та одежда и обувь, что в торговых центрах, что ли без примерок покупается? А тот ширпотреб, что заполонил рынки и магазины, из каких вообще материалов и кем сшит?»

А когда одноклассница дочери пришла на вечеринку в платье, которое той приглянулось, но она его не решила брать... Девочка почувствовала, что королева вечера сегодня не она из-за своего неверного решения.

Ориентир на экологичность

«Секонд-хенды выбирает умный, адекватный покупатель, потому что понимает, что секонд - это экологичность, оригинальные бренды по разумной цене, качество, проверенное временем, это стиль, наконец, - говорит основатель и владелица одного из челябинских магазинов Оксана Каёва. - Для меня же это приятное общение с умным собеседником. Это кайф от понимания, что ты на своем месте делаешь этот мир чуточку лучше, красивее, чище, а покупателей магазина — счастливее!»

Мир давно повернулся в сторону экономии ресурсов, вторичного использования материалов и отказа от перепроизводства. Многие посетители этих магазинов называют разумное потребление материальных благ одной из причин их обращения к одежде б/у.

В последние годы покупатели охотятся за оригинальными брендами.
В последние годы покупатели охотятся за оригинальными брендами. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Раньше в секонды чаще ходили в поисках качественных вещей из хлопка, льна, шерсти. В последние годы покупатели охотятся за оригинальными брендами, качественной винтажной одеждой, - продолжает Оксана. - По-прежнему актуальна сезонность. Весной активнее покупают легкую одежду: платья, футболки, шорты. Ближе к осени - плащи, ветровки, теплый трикотаж. Уникальные оригинальные бренды покупают в любое время года, так же как и защитную мотоэкипировку».

Но не все посетители приходят, чтобы выбрать наряды для себя. Слышу разговор молодых людей, они внимательно рассматривают ярлыки на футболках и толстовках. Из беседы понимаю: парни находят брендовые вещи за сущие копейки и перепродают их на сайтах частных объявлений втридорога. Говорят, «жемчужины» встречаются часто, практически каждый завоз. «И Adidas сто раз находили, и даже Gucci оригинал, - хвастаются мальчишки. - А уж про O’stin, H&M, Zara и говорить нечего, этого завались».

Оксана Каёва подтверждает наличие брендов, в том числе «тяжелого люкса»: она лично продала сумку Chanel, стоимость 717000₽ по каталогу, за 4000 рублей.

Среди покупателей много мужчин.
Среди покупателей много мужчин. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«На любой вкус и фигуру»

«Нужно понимать, что одежда секонд-хенд позволяет женщинам почувствовать себя модницами, - рассказывает Ольга Иванова, продавец одного из магазинов. - Мы вообще, как я считаю, приносим людям радость. Сколько эмоций мы, девочки, испытываем, когда находим красивую вещичку, да еще и эксклюзив, на любой вкус и любую фигуру».

Ольга говорит, есть такие покупатели, что считают свою привязанность к «секонд-хендам» сродни «торговой наркомании». Вроде была недавно в магазине — и снова тянет, а вдруг что-то новенькое найдется? Дома уже полно одежды на все сезоны, но хочется снова поискать шедевры: «Но, вот честно, я сама ни одной вещи в нашем магазине не купила. Почему, сложно сказать, видимо, сапожник без сапог». Рассматриваю футболки и вижу чудесную серую с шикарным вышитым зайцем. Стоимость — 200 рублей. На бирке стоит другая цифра — 600, но ведь сегодня распродажа... Теперь я знаю, что надену с теми подчеркнуто странноватыми джинсами, что второй год лежат в моем шкафу в ожидании подходящего верха.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах