Примерное время чтения: 6 минут
228

Сдать ЕГЭ самому? Педагог рассказала, почему репетитор - пустая трата денег

Елена уверена: репетиторы не принесут пользы, если самому не заниматься.
Елена уверена: репетиторы не принесут пользы, если самому не заниматься. ru.freepik.com

Челябинка Елена работает репетитором много лет, уйдя из школы, где была учителем литературы и русского языка.

На условиях анонимности педагог рассказала корреспонденту chel.aif.ru о своих учениках и о том, стоит ли им брать частные уроки.

«Вам нужен репетитор? Вам точно нужен репетитор?»

«Сейчас, в феврале, начался очередной наплыв желающих подготовиться к ЕГЭ по литературе, — говорит репетитор Елена. — Дело в том, что с начала этого месяца уже нельзя поменять выбранные ранее дисциплины для сдачи единого госэкзамена. Некоторые выпускники надеялись, авось, сдадим. А сейчас испугались: пробники пишут плохо, а экзамен вот уже, не за горами.

Каждый февраль такая картина. Хотя новый ученик — мой заработок, но я абсолютно каждого спрашиваю, а точно ли ему нужен репетитор? Ведь невозможно прожевать всю информацию и вложить ребенку в голову. Нужно самому читать, как минимум, литературу по кодификатору.

Это мнение глубоко ошибочно: если возьмешь репетитора, можно не готовиться, и так точно сдашь. Без труда, как мы знаем, ничего не получится.

Приходит недавно одиннадцатиклассница и говорит, что будет поступать платно в вуз в Санкт-Петербурге на дизайнера. И литература ей нужна только на минимальный балл, потому что в вузе основное внимание уделяется творческому конкурсу, то есть рисованию. И родители уже приготовили полмиллиона для оплаты обучения первого года. Как можно научиться «на минимум»? Я не понимаю, а если промахнешься, и не хватит баллов? Неужели страшно «переучить лишнего?» Ну, получи 50 баллов, не 40, кому от этого плохо? Приложи хоть какие-то усилия!

«Слушайте учителей»

Каждый первый утверждает: учителя в школе не готовят к ЕГЭ. Я открою секрет: экзамен и состоит из всего того, что учителя дают вам на уроках бесплатно! То есть слушайте педагога, читайте книги — и больше ничего не нужно для сдачи литературы! Зачем изобретать велосипед? Вы сами сможете найти и произведения для сравнения, и аргументы в сочинения.

Вижу полнейший инфантилизм: ребенок до последнего не знает, на кого и куда поступать: «Ой, или литературу надо, или обществознание, я точно не помню. На всякий случай оба сдавать буду». Хотя, признаться, иногда дети жалуются: если учитель в школе видит, что ребенок рискует не сдать ОГЭ или ЕГЭ, то угрожает и всеми силами пытается отговорить сдавать его предмет: «Я тебя готовить не хочу, ты не сдашь, а мне за это прилетит». Это, безусловно, незаконно, что хотите, то и сдавайте.

Но риск набрать баллы ниже необходимого порога есть, конечно.

«Плохо учите»

Недавно мама одной ученицы позвонила мне в истерике: вы плохо учите мою дочь. Оказывается, девочка написала пробник невозможно плохо. Ей досталось «Слово о полку Игореве». Мы просто еще не добрались до него! То есть вот эта уверенность родителей, что знания можно купить за деньги, — самообман. Репетитор только поможет разложить по полочкам, систематизировать знания, укажет, какие хитрости, уловки можно использовать в тех же сочинениях. Невозможно предусмотреть все! База — с вас, с учеников.

Кстати, девочка так и ходит ко мне на занятия. Я ей внушаю быть смелее, не бояться ошибиться, писать мини-сочинения полно, много, без ошибок. Даже, если тема не раскрыта, но написано от души и много слов, ноль баллов за задание уже не поставят.

«Стихи — зло»

Если говорить о поэзии, это вообще пропасть. Дети не знают стихов от слова «совсем», стихи — настоящее зло. Я уверяю, выучить все стихотворения невозможно! Это очень, очень сложно, их бессчетно много.

Поэтому выделите несколько стихотворений и поэм, которые можно использовать по разным темам: тема поэта, дружбы, любви, Родины... Я объясняю это — ребенок не понимает. Ну не знаешь ты чего-то — схитри! Не уверен в жанре текста, не пиши «роман», «поэма», а пиши — «книга», «произведение». Это так сложно объяснить! Ребенок не внимает, из занятия к занятию одни и те же ошибки! Мне кажется, ученикам просто лень думать. Такая вот метаморфоза — лень «включить голову».

А дополнительные запросы, с которыми идут дети! Допустим, помочь подготовить проект по литературе. В выпускных классах есть такая форма — выбираешь предмет, тему, и делаешь что-то типа курсовой с обязательным продуктом в конце. Честно — жаль родительские деньги. Мы с некоторыми детьми эти проекты по пять занятий делали. По пять тысяч то есть они им обходились. Знали бы бедные мамы, как сливается семейный бюджет.

То раньше, то позже

Еще одна большая проблема — необязательность. Ученик может опоздать, вовсе не прийти, передумать заниматься. И не предупредить. Считаю, это некрасиво по отношению ко мне, не уважительно. Про опоздания и ранние приходы вообще молчу. Я не брюзжу, просто запись плотная, онлайн и офлайн, и если еще не ушел один ребенок и пришел второй — я не могу вставать, открывать ему, встречать, провожать.

За много лет занятий я вынесла одно правило — от репетитора немного пользы. Звучит странно из моих уст, но так и есть. С некоторыми детьми мы просто пересказываем произведения. За деньги их родителей. Не проще ли читать самим, бесплатно?

Многим ученикам советую брать онлайн-школы подготовки и ОГЭ и ЕГЭ, а также делать, как мы когда-то в институте на филфаке по-старинке. Читать книги и пересказывать друг другу. А следующим выпускникам рекомендую заранее четко понимать, какие предметы сдавать на экзаменах, и начинать досрочную подготовку. Чтобы не пришлось требовать с репетитора невозможное».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах