С людьми работать сложно, с детьми особенно. Чтобы чем-то заинтересовать современного подростка, молодого человека, надо основательно потрудиться. Уроки по учебнику, чтение лекций, жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки - не выход.
Заставлять учиться бесполезно
Сегодня большинство учащихся безразличны к образовательным программам и учатся не потому, что хочется и интересно, а потому что просто надо. Заставляют. Что же сделать, чтобы им реально хотелось учиться и чтобы всё это происходило без давления родственников, преподавателей?
Самый надёжный способ - создать мотивацию. И хорошо если это не внешняя мотивация в виде награды или наказания за хорошие оценки, а именно внутренняя, связанная с самой учебной деятельностью и её значением для молодого человека. То есть он сам должен искренне полюбить образовательный процесс.
«Важно разнообразить способы подачи информации и способы учебной работы, перемежая теорию и практику, - уверена психолог, методист Центра развития образования города Челябинска Жанна Кулькова. – Обилие практики способствует развитию интеллектуальной деятельности, поэтому хорошо, когда много наглядного материала!»
«Современные школьники и студенты – это дети поколения Z, дети цифрового мира, который манит, интригует неизвестностью, новыми технологиями, - говорит главный внештатный психолог регионального минобрнауки, директор ГБОУ ОЦДиК, педагог-психолог Ольга Кондакова. - Они легко ориентируются в сложном мире практических изысканий, передового инструментария и новейших технологий. И познание мира у них основывается на практическом освоении пространства через овладение сложным инновационным оборудованием, прогрессивными техниками и средствами коммуникации».
Поможет влюбить в учёбу
Настоящим прорывом в этом плане станет технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России», который строят в ЮУрГГПУ. Он расположится на третьем этаже вуза и будет представлять собой современные лаборатории по созданию робототехнических систем и виртуальной реальности, по альтернативной энергетике, фундаментальной физике, аналитической химии, генетике, оптике, физиологии и рентгенографии. Технопарк разработан по программе комплексной модернизации материально-технической базы «Учитель будущего поколения России» при поддержке Министерства просвещения РФ.
«Создание такого технопарка позволит повысить качество педагогического образования и сделать привлекательным обучение в нашем университете для выпускников российских школ и их сверстников из стран евразийского пространства», – отмечает ректор ЮУрГГПУ Татьяна Чумаченко.
Подспорье для исследований
На капремонт и оснащение университету выделено более ста пятидесяти миллионов рублей. В настоящий момент в помещениях лабораторий закончен ремонт, полным ходом проводится установка и ювелирная настройка уникальных приборов. В их числе, например, интерактивный сенсорный стол «Пирогов». Он станет серьезным подспорьем при изучении топографической и патологической анатомии, хирургии, офтальмологии, стоматологии, отоларингологии. Или цифровой тринокулярный микроскоп с 1000-кратным увеличением и цифровая камера для фотографирования микромира. Это только малая часть оборудования, которая будет представлена в лабораториях аналитической химии, генетики, оптики и физиологии.
Для лаборатории робототехнических систем и виртуальной реальности также закуплено большое количество оборудования, позволяющего осуществлять образовательный процесс с использованием новейших достижений техники – профессиональных камер, шлемов виртуальной реальности и др. –, а также проводить соревнования и конкурсы, такие как World Skills, ЕВРОБОТ, Робофест, World Robotics Olympiad. Кроме того, на базе лаборатории планируется реализовать идею создания малых инновационных предприятий.
Ультрасовременное оборудование приобретено и в лаборатории физического профиля – фундаментальной физики, альтернативной энергетики и рентгенографии. Ребята смогут проводить эксперименты, такие как, рентгеноструктурный анализ материалов и объектов, определять степень качественного и количественного поглощения материалов, выполнять эксперименты и практические работы по солнечной, водородной и ветроэнергетике и многое другое. «Правительство РФ поставило перед педагогическими вузами серьёзную стратегическую задачу − совершить прорыв в образовательном процессе, − поясняет Татьяна Чумаченко. – Мы должны готовить таких учителей, которые, придя в школы, сделают их лучшими».