Примерное время чтения: 8 минут
831

Выйдем из сумрака? Заводам Челябинска разрешено дымить активнее

АиФ-Челябинск №52 27/12/2017

Южноуральцы, недовольные смогом и вырубкой деревьев, оставили более 21 тысячи подписей под интернет-петицией за отставку министра экологии региона. Руководство ведомства прокомментировало настроения жителей и рассказало, как Челябинск будет бороться с пагубным воздействием вредных выбросов в будущем.

Промышленники пошли на диалог

«Произошёл взрыв активности во взаимоотношениях между гражданами и властью. Если в 2011 году, когда в Челябинске была ситуация с бромом, поступило 500 обращений, то сейчас мы перешли уже на пятую тысячу, - рассказывает министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова. - Никто не говорит, что воздух в городе чистый. Критика объективна, над этим надо работать. Все уровни власти стали демонстрировать совсем другие решения (реагируя. - Ред.) на те же самые инциденты, про которые многократно говорил Росприроднадзор. А промышленные предприятия наконец вышли на публичное общение».

Если 30 лет назад фактические выбросы от стационарных источников (заводов, котельных и ТЭЦ) в регионе составляли 2,5 млн тонн в год, то в прошлом году они были менее 600 тысяч тонн. По Челябинску также прослеживается положительная динамика: уровень выбросов снизился с 400 тысяч тонн в год до 148 тысяч, а предприятия ещё в 2016-м отчитались о достижении установленных нормативов.

Нормы выбросов завышены

«Дело в том, что сумма разрешённых к выбросу вредных веществ составляет более 1,2 млн тонн по области, а по Челябинску, с учётом свалки, - более 360 тысяч тонн. Предприятия имеют законное право без применения к ним санкций выбросить весь этот объём. Сколько будет по факту - зависит от экономической ситуации, - отмечает заместитель минэкологии Челябинской области Андрей Новосёлов. - Но даже те 148 тысяч тонн, которые выбрасываются сейчас, уже приводят к высокому загрязнению воздуха».

А ещё надо учесть автомобильные выхлопы. Это примерно половина от объёма промышленных выбросов. Причём в центре города, на Северо-Западе и в Ленинском районе загрязнение от автодорог по ряду веществ гораздо выше, чем от предприятий. Так, влияние Челябинского металлургического комбината на Северо-Запад достаточно слабое, поэтому основным источником диоксида азота на той части проспекта Победы, что относится к Курчатовскому району, и на улице Братьев Кашириных являются автомобили. В Металлургическом районе, где транспортный поток не такой оживлённый, всё наоборот.

Ситуацию усугубляют неблагоприятные для рассеивания вредных примесей метеоусловия. Идеальный для курортных городов штиль - катастрофа для Челябинска. По данным городского Гидрометцентра, в году наблюдается около 120 таких дней.

Кто перенесёт заводы?

Исправить ситуацию челябинцы предлагают путём перенесения заводов за черту города. Гладкова идею поддерживает, но говорит, что процедура потребует длительных и дорогостоящих расчётов. Поэтому нужно поставить промпредприятия в такие условия, чтобы они сами посчитали такой план экономически выгодным. Первопроходцем стал Магнитогорский металлургический комбинат, который для увеличения объёма производства закрывает одну аглофабрику, а другую выносит за город.

«Сейчас нормируются отдельно взятые предприятия. При этом «Фортум», ЧЭМК и цинковый завод в онлайн-режиме транслируют на своих сайтах объём выбросов. И эти цифры не дотягивают до норматива, - поясняет Новосёлов. - Поэтому нужно установить нормативы исходя из результатов сводных расчётов с учётом вклада всех предприятий. И тогда можно мерить уже не на трубе, а как в странах Европы - поставить пост на территории жилой застройки».

Руководство области предлагало сделать наш регион пилотным для введения такой системы управления выбросами - через сводные расчёты. На недавней итоговой пресс-конференции губернатор Борис Дубровский признал, что инициатива пока не получила поддержки на федеральном уровне.

Зелёный холм вместо свалки

Нерешённым остаётся вопрос и с челябинской свалкой. Полностью закрыть её удастся не раньше конца апреля 2018 года, а не с 1 января, как объявлялось раньше. Тогда в квитанциях появится новая услуга по вывозу, сортировке и утилизации мусора. В Магнитогорске, который уже выбрал регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, тариф составляет 87,5 рубля в месяц с одного проживающего в многоквартирном доме. Пока же власти Челябинска согласовали лишь перенаправление отходов бюджетных организаций с 1 января на полигон посёлка Полетаево в Сосновском районе. Дело в том, что этот полигон рассчитан на 22 тысячи тонн отходов в год. Чиновники готовят документы на увеличение его мощности. Несмотря на недовольство местных жителей, заключения надзорных органов подтверждают экологическую безопасность объекта.

«Челябинская свалка - это головная боль не только города, но и всей области. Она занимает более 50 гектаров, а накопленные там отходы составляют 16 млн кубометров, - пояснила первый заместитель министра экологии Челябинской области Ирина Харина. - Администрация города завершила инженерные изыскания, документы отправлены на экологическую экспертизу. Предусмотрена ликвидация влияния отходов на подземные воды, землю и воздух. Затем свалку засыплют слоем земли, на котором посадят зелёные насаждения. То есть в 2021 году на этом месте будет холм».

Тогда же в Челябинском кластере, объединяющим столицу региона и ещё 14 муниципалитетов, откроются мусоперегрузочные станции и мусоросортировочный завод, а также полигон ТБО около Чишмы, рассчитанный на 25 лет. Аналогичные проекты реализуют по всей области.

«До конца 2017 года администрация Челябинска должна подвести итоги инвентаризации деревьев, - напомнила Гладкова. - К сожалению, результаты будут неутешительны. Вдоль четырёх полос на проспекте Ленина, где раньше были два ряда деревьев, сейчас не растут даже кустики. Кроме того, придётся менять много больших, но болезненных деревьев. И если посадить вместо них прутики, это никого не устроит».

Официально

Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:

- Надо сохранять положительную динамику в решении экологических проблем, это сейчас «общественный нерв». Я не удовлетворен тем, что мы не получили статус пилотного региона для введения новой системы контроля за качеством воздуха, но будем и дальше добиваться этого статуса.

Мы не хуже многих других регионов в этом отношении, но более активны, и эту активность я поддерживаю. Но как человеку, который любит свой регион, мне не нравится, что излишняя критика влияет на тех, кто принимает решение об инвестициях: они начинают верить всему плохому, что говорят о нашей области. Надо сохранять баланс в критике экологической ситуации, чтобы не потерять всякую инвестиционную привлекательность.

Было бы здорово перенести промпредприятия из Челябинска, но не думаю, что мы этого дождёмся. Например, ЧМЗ или ЧЭМК вынести можно, но сложно. А вот коксохим - более реалистичная задача в обозримом будущем. Тем не менее улучшить экологическую ситуацию скорее можно за счёт применения новых технологий. Вопрос надо решать во взаимодействии с крупным бизнесом. Без деятельности промышленных предприятий трудно представить экономический ландшафт города. В Верхнем Уфалее с остановкой завода воздух стал чище, но безработица выросла до 12%.

Особый взгляд

Константин Захаров, председатель комитета Законодательного собрания Челябинской области по экономической политике и предпринимательству:

- Есть опыт Японии. Для жизни там пригодны только 20% территории. На ней живут 85% населения государства. Знаете, что меня поражало? Двигаясь по седьмому уровню развязки (40 метров над землёй), ты видишь то, что происходит на 18-м этаже небоскрёба. Там бельё сушится, люди на балконе. Я спрашиваю себя: хочу ли, чтобы мои дети так жили? Нет.

В Токио есть поезда, в центре города вокзал. С этого вокзала люди едут на работу. Рядом с вокзалом Императорский парк. Люди приходят толпами, чтобы постоять босиком на траве. Больше её нигде нет, только бетон, трубы мусоросжигательных заводов. Но воздух в Токио чист, и часто видно гору Фудзияма.

Ещё 25 лет назад в Японии стояли автоматы по продаже чистого воздуха. Они это прошли и пережили.

Глас народа

Олег Непряхин, читатель «АиФ-Челябинск»:

- Я считаю, что изменить экологию в Челябинске уже нереально, ведь на протяжении десятилетий тысячи тонн разных выбросов поднимались в воздух, а потом проникали в почву и в воду. Поэтому я предлагаю перестать развивать Челябинск внутри, а перенести город за 40 км, то есть за пределы этой отравленной зоны.

Комментарий

Андрей Бодрягин, эксперт общественной палаты Челябинской области, член регионального совета «Опоры России»:

- Мы не можем сделать деревню, где негде будет работать, учиться и развиваться. Нельзя взять и перенести Челябинск как административный центр в чистое поле. С начала 20-х годов прошлого века мы не можем его бросить. Качество жизни мы можем перенести за город, да, но не бросить, связи должны остаться. Поэтому Челябинск и рассматривают как агломерацию.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах