Примерное время чтения: 9 минут
130

До равенства рукой подать. Когда на Южном Урале интернет будет везде?

@ freepik / ru.freepik.com

В «АиФ-Челябинск» прошла ежегодная пресс-конференция, приуроченная к Международному дню без интернета. Участники рынка сотовой связи и интернет-провайдеры подвели итоги 2023 года, поделились планами на 2024-й и рассказали о предпочтениях абонентов.

49 тысяч без связи

3,66 млн южноуральцев - активные интернет-пользователи, по их количеству наш регион занимает 9 место в РФ. С каждым годом Южный Урал всё ближе к стопроцентному покрытию сотовой и интернет-связью. Сегодня покрытие сотовой связью составляет 93%, а к 2030 году это будет уже 97%. Показатель покрытия широкополосным доступом в интернет – 90,2%.

«У нас остается 270 малых населённых пунктов, в которых отсутствуют сотовая связь и интернет, - сообщил министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Игорь Фетисов. – Проживает там порядка 49 тыс. человек. Федеральные программы по устранению цифрового неравенства рассчитаны до 2030 года. К этому времени мы подключим всех желающих, но так называемые белые пятна всё равно останутся. Дело в том, что рельеф области включает горнозаводскую зону, реки и озёра, а также хвойные леса, которые очень хорошо задерживают сигналы электромагнитного излучения сотовой связи. К тому же жители некоторых населённых пунктов осознанно отказываются от проведения интернета. Речь об общинах, в которых люди желают жить наедине с природой, без связи с внешним миром. И у нас есть соответствующие коллективные обращения».

В 2024 году сотовая и интернет-связь появятся в 33 населённых пунктах. Чтобы определить их очерёдность, Минцифры РФ запустило голосование местных жителей. Голоса подают преимущественно через почту России.

В каком Париже лучше с интернетом?

«Раньше людям было достаточно голосовой связи, сегодня много именно онлайн- сервисов, всем нужен интернет и с высокими скоростями, - отметил директор Челябинского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Макагонов. – Поэтому важно до каждого населенного пункта провести ВОЛС – волоконно-оптическую линию связи. Для того,  чтобы проложить линию связи в труднодоступных местах (скальном грунте, мёрзлой почве или под автодорогами) иногда приходится использовать спецтехнику — машину горизонтально-направленного бурения.

"Ростелеком" – основной партнёр Минцифры в рамках программы УЦН. В 2023 году их совместными усилиями устранено цифровое неравенство еще в 68 населенных пунктах Челябинской области. Всего за несколько лет на Южном Урале в рамках проекта подключено 103 поселка.

«Хорошей историей стала традиция называть базовые станции именами знаменитых жителей Южного Урала: ученого-физика Игоря Курчатова, борца Хариса Юсупова, заслуженного работника связи Российской Федерации Анатолия Уфимкина, - перечислил Макагонов. - В 2023 году мы отметили одну из станций Чебаркульского района именем 10-летия падения метеорита. А также назвали сотую по счету вышку связи именем легендарного хоккеиста Валерия Карпова. На ее открытии присутствовала семья хоккеиста».

Помимо участия в федеральных и региональных программах у каждого оператора есть ещё один путь - собственные инвестиции. "Ростелеком" продолжает за счет собственных инвестиций модернизировать и расширять оптическую инфраструктуру Южного Урала, включая отдаленные населенные пункты. Например, жители и гости знаменитого села Париж, где ежегодно проходит полумарафон, теперь могут подключать быстрый и качественный интернет на скорости до 500 Мбит/с, а также пользоваться различными цифровыми сервисами. К слову, скорость в южноуральском Париже в 5-7 раз выше, чем в столице Франции. По оценкам телеком-экспертов, в Европе интернет по оптике доступен лишь избранным, а тарифы в 3-4 раза выше, чем в России.

Всего в 2023 году «Ростелеком» проинвестировал строительство оптических сетей связи в 47 населенных пунктах Челябинской области в Агаповском, Ашинском, Варненском, Верхнеуральском, Красноармейском, Кунашакском, Нагайбакском и других районах. Из них – 4 населённых пункта (Березники - Троицкий район, Новокулевчи - Варненский район, Костёр - Каслинский район и Сосновенькое - Октябрьский район) - были частично построены за счет региональных субсидий Правительства Челябинской области.

Общение и кино на первом месте

Современные технологии позволяют достигать высоких скоростей – до 10 Гб/сек.

«Но на практике я видел больше 8 Гб/сек на обыкновенном домашнем компьютере, - признался IT-директор компании «Интерсвязь» Максим Чернецов. - Если говорить про магистральные технологии передачи между городам, то там главное - наличие оптоволоконной линии связи. В ней дальше масштабироваться можно практически безгранично - до нескольких террабит в секунду!»

По его словам, на первом месте по популярности у южноуральцев видеохостинги и мессенджеры. На втором месте - поисковики, в отстающих почта. В ковидные времена потребление интернета изменилось коренным образом.  

«Если представлять активность аудитории в интернете в виде графика, то до пандемии эта синусоида составляла практически прямую линию с утра до вечера, - говорит Чернецов, - а после завершения рабочего дня был резкий скачок, потому что все приходили домой и начинали активно общаться, играть, искать какой-то контент. В ковид многие перешли на дистанционный формат работы, и с самого утра мы набирали уже 60-70% от вечернего пика. И такая картина сохранялась до позднего вечера».

Некоторые думают, что в праздники и выходные трафик возрастает, и из-за этого падает скорость интернета. На самом деле скорость интернета, которая доводится до конкретного устройства, фиксированная. Дальше всё зависит от условий, в которых это устройство используется.

«Домашний Wi-Fi - это радиоэфир, то есть среда, где одновременно говорят множество устройств, - объяснил Максим Чернецов. – Как правило, перебои с интернетом связаны с перегруженностью именно домашнего радиоэфира. Чтобы этот эффект максимально сгладить, беспроводные стандарты связи совершенствуются».

«Контент, который сегодня активно смотрят южноуральцы, это не только соцсети, - заявил директор МТС в Челябинской области Андрей Березной. - Например, у нас стремительно растёт трафик за счет стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров. Поэтому помимо развития мобильной сети на Южном Урале, мы уделяем большое внимание и фиксированной сети – в нашем регионе жители Челябинска, Миасса и Магнитогорска могут подключать домашний интернет и цифровое телевидение от МТС. В рамках нашей программы развития фиксированный сети, в прошлом году мы открыли южноуральам возможность подключать сверхскоростной домашний интернет до 1 Гб/сек. Это обеспечивает комфортные скорости при подключении к интернету одновременно большого количества устройств».

Минуты – не главное

Компания «Мегафон» в 2023 году провела масштабную модернизацию сети на 260 базовых станциях и более чем в 200 населённых пунктах региона. Частоты 2G и 3G при этом перевели в современной стандарт LTE. Это повысило эффективность в существующей инфраструктуре. Работы проводились не только в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск, Снежинск, Озёрск, Миасс), но и в районных центрах и малых населённых пунктах (Казанцево, Смолино, Фроловка, Ваганово и др.).

«Наша область привлекает большое количество туристов, поэтому мы уделяем большое внимание развитию сети на объектах отдыха – в санаториях и на горнолыжных курортах, - сказал технический руководитель МегаФон по Челябинской области Виталий Сироткин. - К началу нынешнего зимнего сезона мы запустили новое телекоммуникационное оборудование в Миассе на ГЛЦ «Райдер», провели модернизацию на горнолыжных центрах «Завьялиха» и «Аджигардак», а также построили новые базовые станции в районе оз. Увильды и вдоль автодороги в сторону озера Банное, на границе с Башкирией. Рост трафика есть. За предыдущий год он вырос на 20%. В основном речь о трафике в сети LTE, то есть 4G. Сегодня он составляет 85% от общего трафика передачи данных. Растут и средние скорости: на сегодняшний день показатель составляет 25 Мбит/сек, этого достаточно, чтобы просматривать видео и пользоваться любыми мессенджерами».».

Он также подчеркнул, что 83% всех мессенджеров сегодня приходится на Телеграм. Абоненты с удовольствием пользуются аудио- и видеозвонками, обычные минуты становятся неактуальными.

«Практически все наши абоненты могут получить доступ к сети со скоростью до 1 Гб/сек, констатировал факт директор МРФ Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ Дом.ру и Дом.ру Бизнес) Дмитрий Ковалёв. - Недавно мы запустили в Перми и Иркутске сети со скоростью до 10 Гб/сек, сейчас смотрим, как они работают, планируем переносить эту технологию на наши сети по всей стране».

Южноуральцы, проживающие в многоквартирных домах, часто жалуются на изобилие проводов, лапшой свисающих со стен и потолков.

«Ситуация зависит не только от порядочности операторов и качества выполняемых ими работ. Уже несколько лет рассматривается закон о беспрепятственном доступе операторов в МКД, который направлен, в том числе, на приведение в порядок уже проложенной инфраструктуры и установленного в подъездах оборудования, - сообщил Ковалёв. - Висящие провода – это не только небезопасно для жителей, но это также влияет на качество оказания услуг. Потому что, если провод висит, его в конечном итоге, кто-то обязательно оборвет или повредит. Подробное законодательное регулирование поможет все линейные сооружения внутри домов привести в порядок. Также, я считаю, это будет способствовать новому уровню качества и стандартам оказания услуг, а также развитию цифровой инфраструктуры».

«С Госуслуг не звонят!»

Особенное внимание операторы сотовой связи уделяют работе с абонентами, чтобы те не поддавались на уловки мошенников. Ведь сегодня злоумышленники представляются и операторами связи, и представителями банков, и правоохранительных органов, и сотрудниками портала Госуслуг.

«Сотрудники Госуслуг никогда, никому, ни в телефоне, ни в мессенждере не звонят - и точка! – заявил Игорь Фетисов. - На мой взгляд, самая действенная мера, которая позволяет от мошенников защититься, - это не отвечать на незнакомые номера. Если вас действительно хотят услышать, вам напишут смс или иными способами уведомят о том, кто вам должен позвонить и с какого номера. Все остальное спам, реклама и мошенничество!»

Однако сегодня появляются и технические решения, которые могут обезопасить людей от назойливых звонков и телефонных мошенников. Благодаря антиспамовым решениям, использующим анализ Big Data, МТС заблокировала больше двух миллиардов нежелательных вызовов, это 8,5 млн часов спама.  В этом году оператор также запустил антиспам приложение «Защитник» для смартфонов. Совершенно бесплатно его может скачать и установить на свое устройство любой человек, независимо от того, какой оператор его обслуживает.

Алгоритмы сервиса «Защитник» определяют подозрительные номера и присваивают им категории спама, например, «Юридические услуги», «Коллекторы», «Медицина и красота», «Страхование». Система также отмечает «пользу» звонка цветом: зеленым — надежные, желтым — вызовы, которые могут содержать спам, и красные, которые с большой долей вероятности являются нежелательными.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах