141

Что в головах у детей? Омбудсмен – о конфликтах и обманчивых картинках

Нередко дети остаются со своими проблемами один на один. А родители считают, что раз сами в детстве обошлись без психологов, то и детям такая помощь не нужна.
Нередко дети остаются со своими проблемами один на один. А родители считают, что раз сами в детстве обошлись без психологов, то и детям такая помощь не нужна. pixabay.com

Начались летние каникулы, и у детей появилось больше свободного времени. А у взрослых – проблем. Почему не надо равняться на фото благополучных семей из Интернета? Надо ли самому помогать постороннему ребёнку, обратившемуся к вам за помощью? И что делать, если в садике или школе требуют с вас деньги?

Наш гость редакции – уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области Евгения Майорова.

Что думают дети - неизвестно

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: О всем известных событиях в Казани стали меньше говорить. Некоторые опасаются, что, как и после событий в школе в Керчи, выводов никто так и не сделает – как считаете, есть такая опасность?

Евгения Майорова: Что-то менять надо, но только ли речь о системе безопасности в школах? Каждый год в школах проходят приёмка, проверяют планы эвакуации и так далее. В случае пожара все знают, как действовать. А в Казани разве кто-то говорил, что педагоги действовали неправильно?

Главный вопрос – в ребёнке. Я не согласна, когда говорят – мол, кто бы мог подумать, такой тихий, а вот что сделал! Проблемы всегда видно, но чаще ребёнка воспринимают как объект, который надо накормить и уложить спать. У нас действительно мало информации о том, чем живут сегодняшние дети. Я разговаривала со специалистами ВЦИОМ, и они говорят, что могут опрашивать только родителей, а детей лишь с согласия взрослых, но реального механизма подобных опросов нет. Мы не знаем, что происходит с детской психикой. Чаще у детей агрессия направлена либо на себя – а это различные самоповреждения, вплоть до суицида, либо же на других. Дети всегда будут разные, но есть социум, в котором они живут.

- Получается, всё-таки главные причины в семье?

- Знаете, ко мне недавно обратилась женщина с жалобой – её сына бьёт другой мальчик в детском саду. Начали разбираться, и оказалось, что в семье того мальчика отец бьёт мать. Теперь ясно, что надо помочь и тому ребёнку, которого обижают в садике, и тому, который перенял от отца агрессивное поведение.

А в школе таких случаев ещё больше. Вот скоро поедем в Верхний Уфалей, где одни девочки избили другую, сняли это на видео.

К сожалению, часто дети остаются один на один со своими проблемами. Конечно, есть телефоны доверия, но мало компетентных людей, с которыми можно поговорить. Это проблема и детей, и взрослых. Родители приходят ко мне на консультацию с вопросами, которые вовсе не касаются защиты прав детей. Но что делать, консультируем. С прошлого года запустили проект «Семейная школа» - приглашаем педагогов, психологов. Проект очень востребованный.

Не верьте ярким картинкам!

- К вам обращаются и дети – чем их обращения отличаются от тех, что поступают от взрослых?

- Взрослых обычно интересуют вопросы, где нарушаются права. Им нужна конкретная помощь в том или ином запросе – кстати, и не всегда они действуют в интересах ребёнка. Иногда свои эгоистичные желания ставят выше.

Дети, как правило, стесняются и не знают, как сформулировать свою проблему. Их интересуют такие вопросы, как отношения в семье, со сверстниками, изменения собственного тела, вообще вопросы взросления, когда не удаётся справиться со своими эмоциями. Когда я говорю взрослым о том, как важно помочь детям, бывает, что слышу такие слова: «Мы выросли безо всяких психологов, и всё нормально!». Но что значит нормально? Каждый из нас заплатил свою цену, имеет свой опыт.

Тем более, что сейчас больше информации и соблазнов. Это, кстати, и проблемы взрослых тоже. Например, какая-нибудь женщина смотрит на яркие фото и думает: «Вот какая у них замечательная семья! А у нас не так - я, наверное, неудачница!». И эти лживые картинки, за которыми ещё непонятно что стоит, мешают жить. Из детей делают тех, кем можно похвастаться.

- А разве так было не всегда? Мамы и папы и раньше хвастались своими детьми.

- Да, но перед кем? Родственниками, соседями. А сейчас мы у всех на виду. Отсюда лишние стрессы и ошибочные оценки. Поэтому так важно помощь в группах – люди понимают, что они не одни такие. Ведь обычно человек думает, что вокруг все нормальные, и только его проблемы уникальные – ни у кого таких нет.

Лучше вызывайте полицию

- Как продвигается дело в отношении мужчины, который ударил ребёнка только потому, что повздорил с начальником на работе?

- Полиция занимается расследованием, а я держу ход дела под контролем. Надо различать агрессию у детей и взрослых, ведь за детей мы отвечаем. А взрослый должен отвечать за самого себя. Хотя понятно, что и в семье этого мужчины всё неблагополучно. Он должен понести наказание в полной мере.

- Некоторые взрослые, особенно мужчины, признаются, что если даже видят постороннего ребёнка в беде, боятся ему помочь – вдруг обвинят в педофилии?

- Да, я слышала про ситуации, когда провоцируют – например, у торгового комплекса стоит девочка и плачет, говорит, что потерялась. Просит какого-нибудь мужчину отвезти её домой, а затем, едва она сядет в машину, налетают люди, требуют деньги, угрожая обвинением в педофилии.

Что можно посоветовать в такой и похожих ситуациях? Всегда вызывайте полицию – ни в коем случае не садите ребёнка в машину, не везите и не отводите куда бы то ни было.

К сожалению, реальных случаев педофилии гораздо больше, чем о них сообщают. Поэтому ребёнка надо учить – никто из чужих не имеет права трогать его, гладить. Дети всё ещё очень доверчивы, особенно к пожилым людям.

- Бывает, что заходит с тобой в подъезд ребёнок и предпочитает подниматься по лестнице.

- И правильно. Не заходить в лифт с незнакомыми людьми – это не стыдно, так и нужно делать. Любой взрослый поймёт, что ребёнок поступил так, как его учили.

- Заметил, что обращаются к вам и с вопросами о так называемых поборах в школах и детских садах. Взрослые возмущаются, а у педагогов свои доводы – кто же прав?

- Главное, чтобы взносы были добровольными. Конечно, есть задачи в школе или садике, которые не обеспечены финансами. Надо собрать родителей, объяснить ситуацию и вместе решить. У меня дочь учится в гимназии, и никогда у родителей не было вопросов по поводу взносов, потому что нам все объясняли.

- Есть случаи, когда собирают деньги на праздник, кто-то не сдал, и ребёнка демонстративно не поздравляют…

- Это уже вопросы к педагогам. Увы, бывают случаи, когда вместо взрослых наказывают их детей. В моей практике был случай, когда ребёнка собрались отдавать в коррекционную школу, даже собирали комиссию по делам несовершеннолетних. Мать была просто в отчаянье, обратилась к нам. Я начала выяснять, что происходит. Оказалось, что в какой-то момент в семье не могли уделить в должной мере внимание сыну, а конкретный учитель не нашёл контакт с ребёнком, просто решил с ним бороться, представляете?

Кстати, если ребёнок не успевает по какому-либо предмету – иногда это просто форма протеста.

- А какие есть пробелы в наших законах, которые мешают в должной мере защищать права детей?

- Знаете, законы у нас хорошие, но есть вопросы к специалистам, которые этими законами руководствуются – не все в полной мере компетентны, знают, как оказать помощь. На самом деле очень многое зависит от конкретных людей.

Так есть в Челябинске совершенно обычная школа №73. Туда принимают детей с задержками развития, которых обычно направляют в коррекционные учреждения. Но в той школе есть собственная авторская методика, своя комиссия. В результате там удаётся снимать задержку развития у 60-70% таких детей. Даже к учёбе свой подход. К примеру, если устал сидеть на уроке, можно постоять за специальными трибунками. Заметная разница с некоторыми школами, где и в туалет с урока не отпускают, должен отсидеть от сих и до сих.

Так что очень многие зависит от людей – и если люди неравнодушные и творческие, это всегда сказывается на результатах.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах