Что делать, если потерял паспорт?
Утрата любого документа, а тем более паспорта – ситуация крайне неприятная. Существуют три основных причины, которые заставляют граждан обращаться с заявлениями о выдаче нового паспорта. Это потеря паспорта; кража паспорта; порча документа и невозможность его дальнейшего использования.
– Мы понимаем, что в случае утраты паспорта человек испытывает стресс, переживает, не знает, как ему правильно поступить в данной ситуации, – говорит заместитель начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Челябинской области Яна Голдыбаева. – Но сегодня восстановление паспорта не является очень сложной процедурой. Для каждой конкретной ситуации предусмотрен определённый порядок действий.
Если гражданин считает, что у него украли паспорт, то сначала он обязан обратиться в дежурную часть территориального органа МВД. То есть, к примеру, если вы живете в Челябинске, то обращайтесь с заявлением в любой районный отдел полиции.
В этом случае сотрудники полиции должны:
– принять заявление о краже паспорта,
– зарегистрировать это обращение в журнале регистрации обращений граждан,
– выдать талон–уведомление о регистрации заявления.
Далее гражданин в 30–дневный срок обязан обратиться в территориальный отдел по вопросам миграции. Там он должен предоставить:
– заявление произвольной формы о восстановлении (утрате, краже) паспорта,
– две фотографии (ч/б или цветные) 35 на 45 мм,
– квитанцию об оплате госпошлины.
Госпошлина при утрате паспорта составляет 1500 рублей. Квитанцию об оплате пошлины можно скачать на сайте 74.мвд.рф (страница Управления по вопросам миграции, раздел «Информационный сервис»).
Также гражданин вправе (но не обязан) предоставить следующие документы:
– свидетельство о браке,
– свидетельство о рождении детей, не достигших 14 лет,
– свидетельство о регистрации по месту жительства.
«Талон–уведомление гражданин тоже может предоставить вместе с заявлением в орган по вопросам миграции, но это не является обязательным требованием. Наличие заявления о краже наши сотрудники проверят сами», – уточняет Яна Голдыбаева.
После приема документов гражданин в 10–дневный срок получит новый паспорт в случае оформления паспорта по месту жительства и в 30–дневный срок со дня приема документов в случае оформления паспорта не по месту жительства.
В случае утери паспорта порядок действий фактически такой же, как и при краже.
Еще возможны варианты, когда вы документ не теряли, но в силу обстоятельств он оказался испорчен. Например, случайно постирали паспорт вместе с вещами в стиральной машине.
– Частая причина обращений по утрате паспорта звучит так: «Собака съела паспорт», – поясняет Яна Голдыбаева. – Все, что осталось после стирки или порчи документа домашними животными, вы обязаны предоставить в подразделения по вопросам миграции. Если на каких–то обрывках сохранились серия и номер – это поможет в восстановлении паспорта. И в этом случае нужно собрать тот же пакет документов: заявление, фотографии, квитанцию об оплате госпошлины.
Интернет–ресурсы тоже могут помочь в восстановлении паспорта. Если, к примеру, гражданин уже зарегистрирован на портале gosuslugi.ru, то в случае утраты паспорта он может обратиться с заявлением через портал. Ему назначат конкретное время, пригласят на прием. Далее он приходит в отдел по вопросам миграции на прием с письменным заявлением и фотографиями, и уже через полтора часа ему выдадут новый паспорт.
Одно из главных опасений при утрате паспорта: граждане боятся, что их документами воспользуются мошенники, наберут кредитов и т.д. «Чем раньше граждане придут к нам, тем лучше для них самих, – говорит Яна Голдыбаева. – Мы в течение суток после обращения выводим паспорт из федерального учета, он становится недействительным. То есть никакие мошенники не смогут использовать ваш паспорт».