Примерное время чтения: 6 минут
248

18 рублей за путёвку. Вспоминаем отпуск и турпоходы в СССР

Свой отпуск многие в СССР проводили не в санатории, а в туристическом походе.
Свой отпуск многие в СССР проводили не в санатории, а в туристическом походе. / Виталий Воронин / АиФ

Граждане СССР не разбивали отпуск на две части, могли себе позволить отдыхать целый месяц. О преимуществах отдыха в Стране Советов, о доступности путешествий на самолёте и своей молодости вспоминают читатели «АиФ-Челябинск» - участники редакционного конкурса «Обратно в СССР».

Про баню по-чёрному и хлеб из печи

«Номерных туристических маршрутов в СССР было множество. Стоили недорого – 65-80 рублей при зарплате инженера-строителя 115 рублей, - вспоминает Евгений Заякин из Челябинска. -Одних отпускных хватало и на путёвку, и на дорогу. Самый интересный номерной маршрут для меня – на Телецкое озеро.

К самостоятельным путешествиям отношение было очень серьёзное. Группу перед выходом дважды собирали в городском совете по туризму с подробным обсуждением всего маршрута. Обозначали точные даты прохождения населённых пунктов, откуда давали телеграммы в горсовет. Подробно разбирался рацион питания и комплект снаряжения.

Я был участником и похода по Саянам (четвёртая категория сложности) со сплавом по горным рекам и пешком по горам 450 км.

Трудность была даже не в том, что не было мобильников, а в дефиците продуктов. Говяжью тушёнку достать не удалось. Хлеб в те хрущевские времена делали из гороха, кукурузы и ещё чёрт знает чего, ржи и пшеницы – меньше половины. Взяли 30 кг муки, чтобы печь в походе, но ничего не вышло: очень трудоёмко и несъедобно. Голодали сильно. Когда добрались до хутора, хозяйка одной избы испекла из этой муки хлеб в подовой печи на улице. Ничего вкуснее в жизни не ел! Там же помылись в бане по-чёрному. Ничего хорошего: дымно и грязно.

К началу маршрута и с конечной точки добирались на кукурузниках Ан-2. Забавная деталь запомнилась: самолёт маленький, убогий, а два пилота в фирменных мундирах, белоснежных рубашках и при галстуках! Ещё интересный факт: в таёжные посёлки лесорубов нет совсем дорог, только зимой по зимнику. Самолётик прилетает раз в две недели, и все бегут в магазин за водкой.

Когда проплывали по реке, видели, как в огороде стол с закуской и бутылками и вся семья горланит песни. И это в каждом огороде!

Тем не менее мы сумели ощутить бескрайность и красоту нашей страны».

Те, кто в ССР предпочитал активный туризм, до сих пор скучают по этим путешествиям.

За 60 рублей по пушкинским местам

«После окончания вуза я работала в проектном институте. – рассказывает Людмила Агеева из г. Кургана. - В нашем отделе коллектив был в основном молодой, и мы как-то увлеклись организованным туризмом, примерно году в 1968-м. Тогда в каждой области и республике был свой совет по туризму и экскурсиям, который разрабатывал местные туристские маршруты и издавал по ним справочники. Зимой мы покупали на отдел такой справочник, изучали и писали в эти местные советы, заказывали себе путёвки. А летом разлетались кто куда: на Кавказ, в Карелию, на Алтай…

Вылазка на природу. Курганская область. Варламовские леса.
Вылазка на природу. Курганская область. Варламовские леса. Фото: АиФ

Я лично побывала в путе­шествиях по пушкинским местам, на Домбае, на черноморском побережье от Сухуми до Сочи, в Псковско-Печерской лавре, на Иссык-Куле и на Телецком озере, проехала верхом по Алтаю… Ездили и взрослыми компаниями, и с детьми. Путёвки были недорогие. Например, по пушкинским местам на 20 дней стоила 60 рублей. Даже вместе с дорогой выходило меньше моей зарплаты (105 рублей).

Запомнились красивая среднерусская природа, и ледники на Кавказе, и чистейшая вода Иссык-Куля… А какая нетронутая травища на Алтае! Местами выше всадника! А грибы! Прямо обидно: лошадь с каждым шагом давила по несколько штук. На привале набрали, и вечером у нас было ведро вкуснейшей картошки с грибами и песни у костра».

Билеты - на дом!

В одном из городских пабликов г. Магнитогорска Челябинской области подписчики вспомнили о том, что билеты на самолёт можно было заказать прямо на дом.

«В середине 1930-х годов было налажено прямое авиасообщение между Магнитогорском и Челябинском. Лёту – полтора часа, билет стоил 65 рублей. Тем, кто хотел добраться до Москвы, нужно было оплатить 280 рублей, но при этом обязательно совершить посадку в Челябинске и Свердловске. Багаж до 5 кг был бесплатным», - вспоминают жители Магнитогорска. И приводят такие цифры: в 1934 году зарплата в городе составляла от 110 до 300 рублей, у начальников от 400 до 1000 рублей. Белый хлеб стоил 1 руб. 75 коп, ржаной 85 копеек. Сливочное масло - 16 руб за кг. Осеннее пальто от 120 руб.

«За 50 рублей я в 80-ые из Магнитки до Риги с пересадкой долетал, зарплата тогда у меня была 250-270 рублей. Путёвка от ВЛКСМ в молодежный лагерь под Даугавпилсом стоила 18 рублей на 14 дней (полный пансион и экскурсии).  Вот и считайте», - рассуждает Вячеслав Хисматов о доступности отдыха и авиаперелётов в СССР.

 «В 1978 летала в Челябинск на Як-40 за 12 руб. Зарплата у мамы тогда была 120 руб. У меня 80 руб. А сейчас на свою зарплату я только до аэропорта доеду, чтобы посмотреть на самолёты», - добавляет Фаина Толстова.

«Моя мама закончила Челябинский пединститут в 1969 году. Получила распределение в Магнитогорск, работала в школе. И первые два месяца каждую неделю летала на кукурузнике из Челябинска за 6 рублей в Магнитку», - замечает Алиса Яковлева.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах