Инициатором его был ветеран войны Виктор МАКСИМОВ.
- Я вдруг переродился по отношению к прошлой войне, - говорит он. - Понял, что между мной и немецким солдатом разницы никакой. Каждый защищал свой народ. Власть дала оружие и сказала, что надо убивать, это мы и делали.
Услышать такое из уст ветерана, да ещё накануне 70-летия начала Великой Отечественной войны неожиданно. Но по ходу разговора с 86-летним Виктором Сергеевичем проникаешься его правдой.
Неисповедимы пути господни
- В день, когда началась Великая Отечественная, я был в кино. Закончился фильм, выходит какой-то мужчина и говорит, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Я обрадовался, потому что был уверен, что мы быстро разгромим врага. Мне тогда было 15 лет, - вспоминает Виктор Сергеевич.
На фронт, Первый украинский, он попал в 17. 1943 год. Харьков - Конотоп - Киев. Самое пекло.
- Будучи в пехоте - стрелял, будучи артиллеристом - тоже стрелял, делал свою работу с сознанием дела, в духе патриотизма, рвался вперёд, как и все, - рассказывает ветеран. - Всё закончилось через полгода на границе с Польшей. «Накрыло» капитально. Единственное, что помню, - судорогу. Ни боли. Ничего. Очнулся в крестьянской хате. Руки перебинтованы. На груди лежит что-то похожее на пирожок. Впал в забытье. Госпиталь в Киеве. Сильные головные боли. Санитарный поезд. Тбилиси. Госпиталь.
Оказалось, ранение в голову, обе кисти рук разбиты. Но молодой организм выжил. Можно сказать, повезло: остались целыми руки и ноги. Максимов не был беспомощным инвалидом, как многие: «Через 3-4 года после войны как-то сразу не стало инвалидов, оставшихся без ног. Помню, их собирали в полуторки с обочин улиц. Однажды услышал: «Этот ещё живой!» Развернулся, а на меня из огромного комка грязных лохмотьев смотрят человеческие глаза. Возникло чувство вины за то, что остался жив. Теперь плачу долги».
Долги, о которых говорит Виктор Сергеевич, - это общественная работа. Когда надо было отстаивать госпиталь ветеранов войны в Екатеринбурге, писал письма в различные инстанции. И строительство второй очереди госпиталя началось. Распался СССР, из Германии стали выводить западную группу войск советской армии - Виктор Сергеевич решает ехать в «логово врага», чтобы из резервов Западной группы войск выбить помощь для госпиталя. Уезжал, как вспоминает, к фашистам, а попал в круг друзей. Оказалось, немцы помнят войну такой же, как и русские солдаты: гибель, глаза раненых, желание умереть в бою и помочь выжить другим.
В 1992 году стараниями Максимова и усилиями немецких друзей в Дрездене было создано Общество помощи ветеранам войны в России. Несколько лет немцы направляли гуманитарную помощь в госпитали ветеранов Екатеринбурга и Челябинска: медицинское оборудование, бинты, лекарства, мебель, бельё.
«Неисповедимы пути господни... Ниточка, протянутая немцами, помогла сохранить жизнь тысячам тяжелобольных старых солдат России», - напишет позже в своей книге «Исповедь старого солдата» Виктор Максимов.
Похоронить рядом с немецким солдатом
К 50-летию окончания войны Виктор Сергеевич решил найти места захоронения немецких солдат на Урале. Почему именно на Урале? Да потому что вся жизнь связана с ним: Челябинск, Карталы, Свердловск. Очевидцы указали на кладбище военнопленных в посёлке Уралниисхоз (20 км от Екатеринбурга). В знак примирения на кладбище был установлена каменная глыба с высеченными на ней словами: «Здесь покоятся военнопленные Второй мировой войны». Спустя 15 лет Максимов написал завещание, в котором попросил внука: «Захорони мой прах на месте кладбища немецких солдат». А в этом году ещё и в «Мемориал» занёс копию завещания, чтобы никаких проблем не возникло.
Кстати, акт примирения ветеранов России и Германии, который состоится 22 июня в Дрездене, тоже дело рук Виктора Сергеевича. Имеет он 10-летнюю историю. Деятельность Общества помощи ветеранам войны в России в то время получила положительный резонанс в стране и за рубежом. Поэтому когда возникла идея пригласить на 60-летие Победы в Великой Отечественной войне немецких ветеранов, она многим понравилась. Но никто не ожидал, что немцы понесут к Вечному огню венки и преклонят колена. Это был акт примирения с немецкой стороны. Он состоялся в Челябинске, в 2001 году. В 2005 году повторился в Екатеринбурге. Теперь очередь дошла до Дрездена.
- Мы заканчиваем войну. Ставим точку, говоря о том, что примирились, и обращаемся к новым поколениям с просьбой не допускать развития войны. Двадцать первый век должен быть веком без оружия и войн, - сказал накануне отъезда Виктор Максимов.
В его «Исповеди старого солдата» есть такие слова: «Война превратила мою ненависть к врагу в ненависть к войне, ко всему, что может её вызвать, ко всему, что способствует возникновению несправедливости, что угрожает жизни человека… Война породила нас: доступны и понятны стали наши судьбы, связанные войной… Сегодня немецкие и российские ветераны великой войны вместе преклоняют колени перед могилами павших, призывают народы к миру и добру: пришло солдатское братство по войне - примирились! На это потребовалось полвека…» Второе, дополненное издание вышло в 2010 году. Сейчас Максимов пишет новую книгу - о цене победы и памяти.