Примерное время чтения: 6 минут
154

Мы такие разные. В Европе живут «коммуняки», «вонючие люди» и «крестные отцы»

На протяжении веков межнациональные отношения всегда были сложными и противоречивыми. Пожалуй, нет такой нации, которая бы не гордилась своей историей и довольно пренебрежительно и с определенной долей иронии относилась к своим соседям. Конечно, в обычной жизни этого почти не видно. Тем не менее, историческая память – вещь довольно сильная. Существовать она может не только десятилетиями, но и веками. При этом на нее сильно накладываются и события современности.

В очередной раз убедиться в этом можно, посетив в Сети страничку проживающего в Лондоне 33-летнего болгарского дизайнера, фотографа и иллюстратора Янко Цветкова. Он составил семь карт, на которых страны Европы представлены с точки зрения бытующих в обществе национальных стереотипов, также представителей сексуальных меньшинств. Его проект в Интернете уже стал настоящей сенсацией. На момент написания статьи зафиксировано более полумиллиона просмотров карт, составленных на основе распространенных во всем мире стереотипов восприятия какой-либо страны.

Например, на карте «Европа на взгляд США» Россия, Украина и Белоруссия окрашены в красный цвет. Их жители названы «Коммуняками». Германию американцы ассоциируют с «Грязным порно», а Францию с «Вонючими людьми». Великобритания для американцев обозначена простым словом: «Мамочка». Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и страны Балтии – «Буферная зона», Скандинавия – «Социалистический союз», Швейцария – «Бабло», Ирландия – «Святой Патрик», Италия – «Крестные отцы», Исландия – «Викиликс», Греция – «Демократия», Нидерланды – «Содом», Бельгия – «Гомора», Испания – «Мексика», Португалия – «Бразилия», Австрия – «Аффельрюхен», Средиземное море – «Бассейн», Румыния, Молдавия и Болгария – «Дракула», бывшая Югославия – «Гражданин Зло», а Турция – «Еда на день Благодарения» (Turkey – по-английски – индейка).

«Европа глазами Великобритании» выглядит немного иначе. Россияне в глазах британцев названы «Большими транжирами». Европейские соседи Соединенного Королевства обозначены как «Злая объединенная европейская империя» (имеется в виду ЕС) у каждой из стран которой есть свои незначительные особенности. Украина названа британцами «Какой-то непонятной страной!», Молдавия – «О Боже!», а Белоруссия – «Неопределенной местностью».

Россия в глазах французов обозначена «мечтами Наполеона». Автор уверен, что французы еще не забыли события войны 1812 года и помнят о них до сих пор. Германия, по мнению Цветкова, воспринимает Россию как «Газовый подвал», а Италия рассматривает ее также в контексте деятельности РАО «Газпром». Польша для итальянцев – «Родина Папы Римского», Украина – «Страна светловолосых женщин», Франция – «Империя Карлы Бруни», Чехия – «Страна пива», Швеция – «Вольволенд», Норвегия – «Гиперборея», а Германия – «Страна помешанных на пунктуальности».

Болгария, памятуя, видимо, о социалистическом прошлом, видит в России «большого брата». Кроме того, с точки зрения геев Россия является «Скукотищей», а сам автор охарактеризовал наше государство «Параноидальной нефтяной империей».

По его словам, на создание первой карты его вдохновил газовый конфликт между Украиной и Россией 2009 года. В результате Россия стала восприниматься Западом как огромная и агрессивная нефтегазовая империя. Украине достался эпитет не лучше: - «Воры газа». По словам болгарского дизайнера, проект предназначался для его друзей и служил не провокацией, а обыкновенным развлечением для узкого круга лиц. Он и подумать не мог, что проект будет интересен и всем остальным. После успеха первой карты, Цветков взялся за остальные, заявил он на прошлой неделе в интервью изданию The Daily Тelegraph.

Между тем отметим, что это уже не первая попытка собрать воедино и выразить в искусстве национальные стереотипы. В январе минувшего года инсталляция чешского художника Давида Черны едва не закончилась громким скандалом. Созданные им скульптуры высмеивали особенности, характерные той или иной европейской стране.

Так, Литву представляли пять фигур людей, которые отправляли естественные надобности в сторону России. Место Эстонии было обозначено серпом и молотом, а на карте Польши были изображены ксендзы, устанавливающие флаг гомосексуалистов, а Дания была представлена на инсталляции в виде города из конструктора Lego, который складывался в портрет пророка Мухаммеда.

Словакия изображалась в виде колбаски, перетянутой флагом Венгерии. Румыния – в виде изображения замка графа Дракулы. Голландию полностью скрывала вода, из которой торчали минареты мечетей. А Германия в представлении чешского художника была изображена в виде скопления автобанов, напоминающих свастику.

Тогда подобные инсталляции понравились далеко не всем. Юмор чешского скульптора не оценили. Самый большой поток критики на художника обрушился из Болгарии, которая была изображена в виде унитаза. Возмущенные власти этой страны заявили протест, который поддержали и другие государства. В итоге после высказанного возмущения художник завесил части экспозиции черным полотном.

Конечно, вопрос о национальных стереотипах может быть не только шутливым, но и болезненным. Интересно, а что думают читатели «АиФ» по этому поводу? С чем у нас ассоциируются такие страны как США, Китай, Франция, Германия, Великобритания и Япония. Если у вас есть свое мнение не этот счет, добро пожаловать в комментарии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах