Примерное время чтения: 9 минут
139

«Опять асфальт растаял». Почему каждую весну дороги в Челябинске всё хуже

Нынешняя зима в Челябинской области была особенно снежной. После того как снег сошёл, стало ясно: половина асфальта растаяла вместе с ним. Почему так происходит? Почему в каждой второй весенней луже на дороге прячутся ямы, а через весь город тянутся глубокие колеи?

Пескосоль и переходы через ноль

Речь об этом зашла на ежегодном форуме «Дорожный сезон: опыт. Развитие. Инновации», который состоялся в Челябинске 18-19 апреля. На мероприятии собрались представители администрации Уральского федерального округа, правительства Челябинской области, региональных профильных министерств и ведомств, а также руководители дорожных, подрядных, научных организаций и общественность.

Для Челябинской области вопрос дорожного строительства и ремонта является одним из приоритетных. В 2023 году на эти цели правительство региона выделило 24 миллиарда рублей, что на четыре миллиарда больше, чем годом ранее. Известно, что за наступивший сезон в регионе планируют отремонтировать почти 700 км дорожного полотна. Однако на мероприятии было справедливо замечено: если бы дороги содержались надлежащим образом, возможно, ремонтировать пришлось бы меньше.

«У дорожников две беды – продолжительные снегопады и переходы через ноль, когда днём температуры плюсовые, а ночью падают до минусовых, - констатировала факт исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. - Даже если нет снега, но есть переходы через ноль, дорожное полотно портится. Не всегда асфальт кладут идеально, при малейшем изъяне образуются микротрещины, в которые потом попадает вода. За зиму трещины увеличиваются, асфальт разрывается. Вот почему использовать какие-то материалы по старинке нельзя, надо менять подход к содержанию дорог. Современные противогололёдные реагенты (ПГР) способны сократить последствия переходов через ноль».

Зимой – каша, летом - бури

Она отметила интенсивный рост дорожной сети как в Челябинске, так и по всей стране в целом. Рассказала, что все больше дорог уходят в первую и вторую категории, а следовательно должны содержаться в черном асфальте и требуют максимального внимания, потому что это дороги с интенсивностью 1,5-3 тыс. автомобилей в сутки.

«Сегодня вышла из гостиницы, чтобы ехать сюда, на форум, и попала в самую настоящую пылевую бурю, - пожаловалась Юлия Антонова. – Это результат применения пескосоли: зимой они дают каши на дорогах, а в тёплое время года вот такие бури при малейшем ветре. Во многих городах от пескосоли постепенно отказываются. Такие пылевые бури - опасный фактор для аллергиков и людей с заболеваниями дыхательных путей, ведь они содержат высокую концентрацию тяжёлых металлов. Когда в городе используют реагенты для содержания улично-дорожной сети, это свидетельствует о том, что местные власти заботятся о здоровье жителей, пытаются снизить негативное влияние на экологию и даже пытаются экономить. Дело в том, что в городах-миллионниках сегодня много искусственных сооружений – мостов, многоуровневых развязок. Чистка хлоридом быстро разрушает цементно-бетонные конструкции. А в современные ПГР добавляются специальные ингибиторы коррозии».

Фото: ООО «УЗПМ»

Противогололёдные материалы (ПГМ) делятся на несколько категорий: собственно, реагенты, фрикционные материалы и комбинированные. Фрикционные - это разные пески. Спикер отметила, что например, речной песок абсолютно не подходит в качестве ПГМ, поскольку обтачивается водой, имеет округлую форму, слишком мелок и не создаёт необходимого эффекта сцепления с дорогой. Многокомпонентные реагенты, которые включают в свой состав не менее двух основных химических веществ, эффективнее однокомпонентных, состоящих из одного компонента. Кроме того, однокомпонентные реагенты действуют в основном при температуре до -13 градусов.

«На содержание дорог выделяются бюджетные средства, и задача стоит, чтобы хватило и на закупку материалов, и на содержание кадров, - отметила Антонова. - Поэтому всегда велик соблазн сэкономить на содержании дорог, но на безопасности движения экономить нельзя. Чтобы рациональнее распределить бюджетные средства, желательно закупать ПГМ для разных температур. Да, чем больше температура действия ПГМ, тем оно дороже. Если закупать разные материалы, можно закупить больший объем».

Эксперт уточнила, что не следует забывать о превентивной обработке дорог, это дает возможность сократить норму расхода ПГМ вдвое и более раз. Снизить потери материала и сократить количество повторных обработок помогут ПГМ с грансоставом. При переходах через ноль нужны жидкие реагенты: они хорошо работают до -7 градусов и являются более экологичными, потому что на 80% состоят из воды.

Самый снежный город

На форуме были приведены любопытные данные: Челябинск возглавляет топ российских городов по заснеженности. За ним следуют Пермь, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Казань, Москва, Самара, Красноярск и Новосибирск. В нашем городе высота снежного покрова в сантиметрах по усредненному показателю за 10лет составляет 181 см. В следующей за нами Перми это уже много ниже – 143 см!

«Зимняя скользкость серьезно влияет на социально-экономическую картину в городе: снижается скорость трафика, возникают пробки, повышается уровень ДТП, люди теряют трудоспособность, - перечислил заместитель директора по оптовым продажам Уральского завода противогололёдных материалов (УЗПМ) Рудольф Пономарёв. – И традиционный метод борьбы со скользкостью, который до сих пор применяется в Челябинске, - средство на основе технической соли и песка (пескосоль) - полностью проблемы с гололедицей не решает. Если песок не вмерз в наледь, он не повышает коэффициента сцепления. Соответственно, машина тормозит, но продолжает движение уже вместе с песком».

Дороги нужно содержать не только зимой, но и в весенне-летний период. Нужно тщательно убирать с дорог всё, что на них было вывалено в холодное время года. Но в Челябинске и других крупных городах не всегда для этого хватает средств, людей, техники. В лучшем случае собирается только 60-80% песка. Оставаясь на дорогах, пусть и в меньшем количестве, она загрязняет газоны, попадает в ливневку, а летом в легкие жителей.

УЗПМ предлагает иной подход к содержанию дорог - экологичный противогололедный материал «Бионорд». Под этим торговым названием выпускается целая линейка противогололедных средств для различных климатических условий и областей применения: от дорог и мостов до авиа- и железнодорожной отраслей. На сегодняшний день предприятием разработано более 30 различных рецептур с минимальным воздействием на окружающую среду. Основная задача материалов – разрушить структуру льда и сделать уборку дорог эффективной. Через 15-20 минут после их нанесения ледяная корка разрушается и дороги можно убирать техникой или вручную, если речь идет об уборке внутридворовых или придомовых территорий. Использовать такие вещества можно до -30 градусов, есть и более морозостойкие смеси, но они относятся к специальным материалам и в нашей климатической зоне практически не используются.

«Средний норморасход средства из линейки «Бионорда» - 40 грамм на 1 квадратный метр, - привёл данные Рудольф Пономарёв. –  Это в шесть раз меньше, чем у традиционных песка и соли. А скорость работы материала при этом гораздо выше. Для изготовления реагентов мы используем выпаренную пищевую соль, и хлориды кальция, которые усиливают действие соли. Последние используются в пищевой промышленности, например, при производстве творога. Кроме того, в состав наших ПГМ входят антикоррозионные и биофильные добавки, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду, снижают засоление почвы. Современные противогололёдные реагенты напоминают по своему составу морскую воду, которая не может вызывать ожогов. Для сравнения: у технической соли класс опасности третий, то есть это умеренно-опасный материал, а у «Бионорда» - 4 класс, к этому классу относятся даже некоторые пищевые продукты. Никаких выгоревших газонов и засохших деревьев. Коррозионная активность современных ПГМ не выше, чем у дождевой воды, и при этом значительно ниже, чем коррозионная активность технической соли».

Все антигололёдные средства «Бионорд» прошли государственную экологическую экспертизу Росприроднадзора, получили паспорт безопасности химической продукции и экспертное заключение о соответствии продукции единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. В северных странах мира многокомпонентные реагенты давно используют на всех интенсивных дорогах. В России первым городом, который полностью перешел на современные материалы, стала Москва. В арсенале столицы несколько видов противогололедных средств марки «Бионорд» для разных городских нужд. Современные реагенты активно используют во многих снежных городах страны, которые мы перечислили выше (Новосибирск, Екатеринбург, Пермь ,Екатеринбург, Уф, Казани). И только в Челябинске пока по старинке дороги солят. Последствия этого мы в полной мере ощущаем сейчас. Поменяется ли у нас подход к содержанию дорог в новом сезоне? Покажет время.

Справочно: УЗПМ - крупнейший в стране завод-производитель современных многокомпонентных ПГМ. Производственные мощности завода – до 1 млн тонн в сезон. Средства, необходимые для содержания улично-дорожной сети крупного города в течение сезона, на предприятии могут выработать за несколько дней.

Фото: ООО «УЗПМ»

Реклама: ООО "УЗПМ". ИНН 5904171190  https://uzpm.ru/

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах