Каждый день, да что день — час — мы слышим по радио, читаем в Сети и видим по ТВ предупреждения: будьте внимательны, не поддавайтесь на уловки мошенников.
Корреспондент сайта chel.aif.ru была уверена, что уж ее семью точно эта проблема не коснется. А зря: кибермошенники обманули ее маму.
«Вам пересчитали пенсию»
Я предупреждала маму о том, что нельзя верить звонящим незнакомцам. Даже не так: я говорила, чтоб она не отвечала на незнакомые номера. Она и не отвечала. Но не в этот раз.
«Такой приятный молодой человек, так нежно разговаривал, — говорила мама потом. — Пожелал всего наилучшего, обходительный, добрый».
Незнакомец предложил маме сообщить пароль из СМС, якобы, чтобы записать ее на прием в пенсионный фонд. «Вам пересчитали пенсию, — сказал он. — Нашли полтора года стажа. Я хочу вас записать, чтоб в очереди не стояли».
Критическое мышление отключилось. Мама сказала ему заветные цифры, хотя в СМС написано: никому не сообщайте пароль. И второй пароль: видимо, злоумышленник уже вошел на ее портал Госуслуг, и его затребовали вновь.
Мама позвонила мне минут через десять. Она даже не поняла, что ее взломали! Я бежала к ней, на ходу диктую действия: звони в полицию, одевайся, собирай документы, едем в МФЦ. Зайти на учетную запись ее Госуслуг я не смогла.
«Каждый третий пострадавший»
В МФЦ, как обычно, очередь. Бегу к администратору: маму обманули мошенники. Девушка подняли глаза и говорит: «Здесь каждый третий пострадавший, все назвали свои пароли». Выдала талон, перед нами — 13 человек.
Я переживаю. Я схожу с ума. И даже не о том, что нашу семью могут обокрасть, попытаться набрать микрозаймы. Я боюсь, что мама не выдержит. Для пожилого человека столкнуться с мошенничеством в Сети — смерти подобно.
Пока сижу в очереди, звоню подруге Вике. Она психолог, успокоит. Первый вопрос — что я сделала не так? Недостаточно говорила? Мало объясняла? Почему мама все забыла и пошла на поводу у мерзавцев? Что делать в такой ситуации?
«Ничего не делать, — говорит Виктория. — Мы котята перед аферистами. Мы не можем внушить родственникам, что в наше время нельзя никому верить. Они привыкли иначе. И плюс не забывай, какая у пенсионеров низкая событийность в жизни. Они отвечают на звонок в надежде, вдруг подруга из прошлого? Или еще кто-то добрый и интересный?»
На мамин телефон снова звонят с неизвестного номера. Отвечаю. Уже другой мошенник, представившись старшим лейтенантом полиции, притворно сочувствующим голосом сообщает: «На ваш портал Госуслуг попытались привязать другой номер телефона. Это мошенники. Вам нужно срочно спасать свои накопления». Я не выдерживаю, ору в трубку: «Тебе нести наличкой или счет скажешь, куда переводить?» Он, ничтоже сумняшеся, идет в атаку: «А с кем я разговариваю? У вас для пенсионерки молодой голос». Я кричу все, что о нем думаю. Звонок прекращается. На телефон приходит еще одна СМС. Очевидно, он ее и хотел выудить.
Наша очередь. Оператор заходит в Госуслуги мамы. Говорит, профиль у вас не был подтвержден, то есть учетная запись простая. Это хорошо: не так просто мошенникам получить какие-то сведения.
Девушка дает совет проверять кредитный рейтинг, чтобы увидеть, не оформили ли проходимцы микрозаймы или кредиты.
Недвижимость под запрет
Кредитную историю содержит бюро, носящее такое же имя: бюро кредитных историй. В стране их 6 или 7, причем данные могут содержать как сразу несколько, так и только одно. Эту информацию, в каком именно бюро данные конкретного человека, можно получить опять же на Госуслугах. Но сразу она не появляется: например, может пройти 5 дней, прежде чем финансовое учреждение предоставит данные.
Оператор советует сделать важное — установить самозапрет на любые действия с недвижимостью. Это можно сделать опять же на портале Госуслуг, но мы решили подать заявление через МФЦ. Поднимаемся на второй этаж, снова берем талон и ждем очередь. Маме плохо, это заметно. Руки трясутся, она плачет, ругает себя за доверчивость. Звонит участковый: ему уже передали, что был вызов в полицию.
Установить запрет на действия с недвижимостью можно, а вот запретить брать кредиты и микрозаймы — пока нет. Последний вариант широко обсуждается, но он должен начать действовать только с 2025 года. Недвижимость мы защитили, но другая оператор подчеркнула: надеюсь, они не смогли так быстро придумать какой-то мошеннический ход. Маман едва не потеряла сознание. У нее в собственности квартира и гараж покойного папы.
«Так они могут хоть каждый день оформлять на мое имя займы в МФО? — расстраивалась мама. — Данные же на руках».
Больница
Следующие дни мучительного неведения — оформили ли займы — проходили тяжело. Мама замкнулась, не захотела ни с кем делиться. Я успокаивала, как могла.
Мы решили поменять паспорт.
Подали заявление через отделение полиции. Записалась я через ее Госуслуги. В субботу документ был готов, но получить мы его не успели. Маму на скорой увезли в больницу с давлением 204/120.
В том, что на резкое ухудшение ее состояния повлияла именно эта ситуация, я не сомневалась. Человек пережил огромный стресс. Она до сих пор не уверена, не аукнется ли этот взлом позже. Бюро кредитных историй постоянно пополняется информацией. Пока сведений о мошенническом кредите там нет, зато странно другое. Мы нашли информацию, якобы мама в 2018 году пыталась взять кредит в одном из банков на 15 тысяч рублей, но получила отказ.
Мама никогда в жизни не брала никаких заемных средств. Это ее принцип — жить по доходам. К нему и я приучена с детства. Поэтому это точно ошибка или опять же мошенничество? Прошло 6 лет, разбираться, конечно, поздно.
Мама пока лежит в больнице. Рассказала соседкам по палате об этой неприятности. И услышала в ответ кучу историй: нет ни одного, наверное, человека, кто бы или сам не попал в лапы телефонных аферистов, либо не знает о таких случаях с его родственниками и друзьями.
Хочется снова написать набившую оскомину фразу: не сообщайте никому паролей из СМС, не верьте мошенникам, фильтруйте звонки, не отвечайте незнакомцам. Но, признаться, боюсь: эти слова не доходят до тех, кому предназначены. Права психолог Виктория: мошенники — сами отличные психологи, во время разговора умеют сориентироваться, построить беседу, как им надо, надавить на больные места. С мамой придумали пересчет пенсии, с кем-то другим — это может быть обмен полисов, взлом банковской системы, запись на диспансеризацию...
Я придумала выход, который позволит мне предотвратить хотя бы повторный взлом портала Госуслуг мамы. Я привязала ее учетную запись к своему телефонному номеру.
Ну что, обманщики и аферисты, звоните — теперь попадете на разговор ко мне. Посмотрим, кто из нас котята.
Челябинский адвокат Александр Щербинин опубликовал на своей странице памятку по распознаванию кибераферистов.
«На каждом шагу всех и каждого предупреждают о том, что звонят телефонные мошенники, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка, втягивают в разговор, убеждают в необходимости: спасения денег во вкладе, угрозе оформления кредита, потери квартиры, взломе личного кабинета в банке, госуслугах и т.д., — пишет юрист. — В итоге кто-то теряет все накопления (переведя их на «безопасный счет»), кто-то набирает кредиты и также переводит деньги мошенникам, кто-то умудряется продать свою квартиру, а кто-то все вышеперечисленное разом!
Все подобные истории начинаются с телефонного звонка, распознать мошенников очень легко:
1. Звонит уверенный голос и предлагает якобы решить вашу проблему. Не будьте наивны — даже если вашим накоплениям или имуществу угрожает опасность, никто звонить не будет. Это факт, примите его к сведению.
2. Как только слышите из телефона, что вас хотят обмануть, что-то похитить, взломать, использовать, обхитрить — это мошенники: «Громче всех держи вора — кричит сам вор».
3. Ни о какой помощи в поимке кого-либо вас никто просить не будет. Не испытывайте иллюзий — в вашей помощи никто не нуждается. О подобной услуге могут просить только мошенники.
4. Как только у вас просят любой проверочный код, любой код из СМС — знайте, это всегда мошенники.
5. Как только с вами по телефону разговаривает якобы представитель госоргана дольше 3-4 минут — это мошенник.
6. Как только вас просят никому не говорить о звонке, либо предупреждают о конфиденциальности, секретности разговора, допуске к гостайне — не сомневайтесь ни секунды, об этом в телефонном разговоре может сказать только мошенник.
7. Легкое проверочное задание — вежливо или грубо пошлите звонившего куда-то. Мошенник так просто не отстанет — продолжит «прилипать, как банный лист», в то время реальный госслужащий прекратит разговор и не будет перезванивать 10 раз.
Новости и статьи АиФ-Челябинск в Telegram – подпишись!