Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Примерное время чтения: 12 минут
52

«Могут ободрать как липку!» Эксперт Солодкина о патентных троллях и брендах

Директор Центра интеллектуальной собственности Людмила Солодкина.
Директор Центра интеллектуальной собственности Людмила Солодкина. / Наталья Зверева / АиФ

В последнее время появились такие предприниматели, которые ничего не производят, не продают, но при этом пытаются зарегистрировать на себя звучные, запоминающиеся названия. Иногда им это удается. Потом эти предприниматели подают претензии и судебные иски к работающим под похожими названиями компаниям, которые по каким-то причинам не успели или не захотели зарегистрировать свой бренд вовремя. Порой потерпевшим приходится выплачивать значительные компенсации троллям.

Что делать, если вам предъявили претензию по использованию чужого товарного знака? Для чего нужен режим конфиденциальности на предприятии? Какой штраф можно получить, используя чужие фотографии из интернета? На вопросы chel.aif.ru ответила директор Центра интеллектуальной собственности ЮУТПП, патентный поверенный Людмила Солодкина.

Деньги из воздуха

Наталья Зверева, chel.aif.ru: - Людмила Александровна, давайте сначала поясним, кто такие «патентные тролли»?

Людмила Солодкина: - Я бы сказала так: это предприниматели, которые строят свою работу на том, чтобы получать деньги, по сути, «из воздуха». Они регистрируют товарные знаки не для того, чтобы использовать самим, а для того, чтобы «вставлять палки в колёса другим». То есть патентные тролли регистрируют на себя свободные обозначения, которые могут потенциально выступать в качестве товарных знаков.

Например, звучным словом «Ромашка» можно назвать кафе, детский магазин, садовый центр и т.д. Тролль регистрирует или перекупает права на это название и под угрозой судебного разбирательства требует компенсацию, иногда очень значительную, с предпринимателей, которые используют название «Ромашка» для объектов своего бизнеса. С одной стороны, это кажется нелепостью. Но по такой схеме тролли пытаются взыскать с успешно работающих и развивающихся бизнесменов, порой, миллионы рублей! Иногда тролль специально выискивает перспективную компанию, не успевшую зарегистрировать свой бренд, регистрирует этот бренд на себя, а потом «выкатывает» претензию. Или еще случай, тролль регистрирует на себя иностранный бренд и начинает рассылать претензии дистрибьюторам.

Суммы компенсаций, которые запрашивают тролли, бывают очень существенными. Самое досадное, что они регистрируют на себя и 100, и 200 товарных знаков. У одного патентного тролля рассматривалось более 200 дел в судах по всей стране! С кого-то он требовал 100 тысяч рублей, с кого-то один миллион, а с кого-то и больше 10. Сейчас соответствующими органами ведется работа по выработке механизма, как противостоять патентным троллям. Возможно, всё-таки введут ограничения, чтобы одно лицо не могло на себя регистрировать по 100 товарных знаков, особенно, если это лицо ничего не производит.

Иногда тролль специально выискивает перспективную компанию.
Иногда тролль специально выискивает перспективную компанию. Фото: Shutterstock.com

 - То есть, изначально «патентный тролль» - не бедный человек? Ведь регистрация товарного знака – услуга не бесплатная?

Так и есть, это дело затратное, так как предусмотрены пошлины, и они не маленькие. Размер пошлин зависит от количества товаров и услуг, в отношении которых нужно зарегистрировать товарный знак. Если, например, предприниматель хочет зарегистрировать товарный знак в отношении только мебели, то пошлина составит 38 тыс. руб. Еще бывает так, что у предпринимателя есть товарный знак, но он его не использует. «Тролли» и за этим следят: могут подать в суд на аннулирование знака по неиспользованию и забрать его себе. А теперь представьте, если это «раскрученный» знак, который по каким-то причинам, не используется временно? Допустим, пауза в производстве, всякие же ситуации бывают.

Поэтому предприниматели должны вовремя продлевать товарные знаки, вовремя оплачивать пошлины. А если вовремя не оплатить пошлину по патенту на изобретение, оно уйдёт в общественное достояние!

Бренд или торговая марка?

 - Товарный знак и логотип – одно и то же?

 - По сути, да. Как только люди ни называют товарный знак - логотип, бренд, эмблема, торговая марка… Правильное название по Гражданскому кодексу именно «товарный знак». Товарный знак нужен для того, чтобы потребители отличали один товар от другого. Мы идём в магазин и ищем что-то конкретное – воду, шоколад, джинсы, стиральную машину. И говорим: вот это берём, это качественное, а вот это - неизвестный бренд, это подумаем еще, покупать или нет.

Товарные знаки бывают разными. В первую очередь, словесными, когда регистрируется просто слово, написанное стандартным шрифтом. Есть изобразительные товарные знаки, когда только картинка изображена, голографические, объёмные и т.п. Бывают и комбинированные знаки: например, «Аргументы и факты» написаны нестандартным шрифтом, а в оригинальном исполнении, потому что вместе со словами присутствует логотип, изображение – «АИФ».

Сегодня в России охраняется около одного миллиона товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще примерно 150 тысяч. Но в то же время, каждый день какой-то товарный знак прекращает своё действие, процесс текущий. Товарные знаки действуют на всей территории страны, их регистрирует федеральная служба по интеллектуальной собственности «Роспатент».

Сегодня в России охраняется около одного миллиона товарных знаков.
Сегодня в России охраняется около одного миллиона товарных знаков. Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky

 - Значит, придумав название своей компании, производству, предприниматель обязательно должен проверить, не повторяется ли он?

Совершенно верно. Надо уточнить, не зарегистрировано ли уже это название в качестве товарного знака. Нужно зайти в базу «Роспатента», она находится в свободном доступе. Но мало посмотреть зарегистрированные заявки, нужно ещё проанализировать, в отношении какие товаров и услуг этот товарный знак зарегистрирован, действует он или нет, может, уже аннулирован. Административный регламент «Роспатента» – огромный документ, не каждый его осилит. Не можете разобраться сами - обратитесь к патентному поверенному, это специалист по интеллектуальной собственности.

 - Если я хочу производить газировку с названием «Кокакола», такой товарный знак получится зарегистрировать?

 - Конечно, нет! Во-первых, для потребителя первично фонетическое звучание бренда, поэтому название, которое вы хотите зарегистрировать и продвигать, не должно совпадать фонетически с известным брендом. А в вашем случае имеется сходство до степени смешения, а то и тождества.

Во-вторых, правообладатель может возмутиться и подать претензию. Вы себе не представляете, сколько исков было предъявлено за последние годы к предпринимателям за использование изображений «Смешариков», «Лунтика» и «Свинки Пеппы»! Платить пришлось всем – кондитерским, которые размещали на своих тортах персонажей «Смешариков», праздничным агентствам, которые наряжали аниматоров в костюмы этих мультгероев, «ипэшникам», которые торговали на базарах детской одеждой всё с теми же картинками…

Не торопитесь платить

 - Что делать, если собственник бизнеса получил претензию по использованию чужого товарного знака?

Во-первых, не впадать в панику. Зачастую добросовестные предприниматели пугаются и сразу готовы заплатить. Нужно успокоиться, проанализировать, какие аргументы приводит податель претензии, проанализировать свою деятельность, было ли нарушение, насколько оно существенно. Для ответа на претензию даётся два месяца. Недавний случай: прилетела претензия от маркетплейса одному продавцу, якобы он продаёт товар, который изготавливается по патенту правообладателя, потребовали компенсацию. И сумма компенсации – несколько миллионов. Дошло дело до экспертизы, мы сравнивали признаки его изделия с признаками патента и выявили, что нарушений нет! Дело в том, что когда идёт речь об изобретениях, технических средствах, нюансов очень много. Есть формула изобретения - это описание того, какие признаки охраняются в этом изобретении. И нужно смотреть, чётко совпадают ли эти признаки у вашего изделия с признаками, приведёнными в формуле.

Добросовестные предприниматели пугаются и сразу готовы заплатить.
Добросовестные предприниматели пугаются и сразу готовы заплатить. Фото: istockphoto.com

 - А если на предприятии работал конструктор, который разработал какую-нибудь модель, а потом ушёл в другую организацию и стал использовать свои разработки там? На чьей стороне будет правда?

Если он подписывал документ о неразглашении, то на стороне предприятия, потерявшего сотрудника. А если на предприятии не был установлен режим конфиденциальности, то винить в том, что теперь конкурент участвует в тендерах и получает многомиллионные заказы, останется только себя. Режим коммерческой тайны, конфиденциальности на предприятии – это очень важная история. Для сотрудников он должен быть прописан в должностных инструкциях, трудовых договорах или каких-то отдельных локальных нормативных актах. Причём, мало режим коммерческой тайны создать, надо ещё и поддерживать - вовремя собирать все подписи, актуализировать инструкции, издавать приказы… Да, это рутинная бумажная работа, но ею обязательно нужно заниматься. Случается, у компании перекупают ключевого сотрудника. Так вот если он подписывал договор о неразглашении коммерческой тайны, а потом куда-то перешёл и «слил» технологию, ему «светит» уголовная статья. А вот если он что-то изменил, модернизировал, то это уже другой вопрос.

Если резюмировать: против патентных троллей можно и нужно бороться. Если грамотно построить защиту, добиться отказа троллю в иске вполне реально. Но до сих пор по интеллектуальной собственности практически нет хороших пособий, литература в этой области быстро устаревает. Говорят, даже специализированные суды зачастую идут с большим отставанием от существующих проблем…

Главные пособия здесь - нормативные документы, прежде всего Гражданский кодекс. Он находится в открытом доступе, ознакомиться с ним может любой желающий. Активно работает Федеральная служба по интеллектуальной собственности «Роспатент», есть ещё Федеральный институт промышленной собственности, который является подразделением «Роспатента» и занимается регистрацией и рассмотрением всех моментов по охране и защите их товарных знаков, изобретений. На сайтах этих организаций также размещены административные регламенты, в которых всё досконально прописано. Да, литература быстро устаревает, потому что идёт постоянный пересмотр нормативной базы. Желающим разобраться в помощь периодические журналы типа «Патенты и лицензии», там пишут статьи патентные поверенные, практикующие юристы, которые поднимают и разбирают самые трудные случаи.

Неподготовленному человеку, предпринимателю, который сам на себя работает, потребуется очень много времени, чтобы разобраться во всём, поэтому, повторюсь, лучше консультироваться со специалистами.

против патентных троллей можно и нужно бороться.
против патентных троллей можно и нужно бороться. Фото: АиФ/ Антонина Афанасьева

 - Очевидно, патентные поверенные и специалисты по защите интеллектуальной собственности сегодня очень востребованы?

Так и есть. Развитие цифровых технологий дало резкий скачок активности в сфере охраны и защиты авторских прав. Но интеллектуальная собственность - это по сути такая же собственность, как и любая другая, и нужно за ней следить, охранять, защищать и не бросать всё на самотёк. До сих пор ещё многие организации и граждане относится легкомысленно к своей и к чужой интеллектуальной собственности, поэтому и возникают проблемы. Очень много дел сегодня связано с охраной авторских прав на фотографии. Фотографы часто передают свои снимки специализированным организациям, которые занимаются как раз охраной и управлением авторскими правами. Эти организации с помощью цифровых технологий, искусственного интеллекта создают программы, быстро отыскивающие на просторах интернета фотографии этих правообладателей, этих авторов. А когда находят, предъявляют претензии нарушителем. Это тема буквально каждого дня! Недавно к нам обратился предприниматель, разместивший рекламу обучающих курсов для штукатуров-маляров с фотографией, как человек штукатурит стенку.

Получил претензию с требованием компенсации в размере 30 тысяч рублей, и претензия была обоснованной. А когда рекламируются дорогостоящие услуги, которые приносят большую выручку компании, то правообладатели фото могут запросить и до нескольких миллионов рублей. Поэтому граждане и предприниматели должны следить за тем, что они размещают на своих сайтах, в соцсетях, особенно, когда речь идёт о коммерческой деятельности. Нельзя в своей рекламе использовать любую фотографию с интернета. То же самое касается статей.

А патентных поверенных по всей России – всего порядка трёх тысяч. Чтобы стать поверенным, нужно сдать сложный экзамен в «Роспатенте». А для этого нужен стаж, серьёзный опыт работы практикующим специалистом. Если опыта нет, экзамен не сдать. Помимо всего прочего, нужно быть очень дотошным человеком, скрупулезным, усидчивым, потому что с наскока в нашем деле ничего не сделаешь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах