Примерное время чтения: 7 минут
825

По местам! Каждое новое место в детсаду стоит государству 790 тыс. рублей

Накануне Дня дошкольного работника в пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция по проблемам и качеству современного дошкольного образования.

В мероприятии приняли участие:

- Коузова Елена Александровна, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области;

- Егорова Любовь Егоровна, начальник отдела обеспечения дошкольного образования Комитета по делам образования г. Челябинска.

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Коузова Е.А.: Сегодня дошкольные образовательные организации Челябинской области посещают более 217 тысяч детей. Мы предполагаем, что в 2016 эта цифра вырастет до 224 тысяч. Дошкольное образование не обязательно в отличие от общего среднего образования, но должно быть не менее доступным. И, конечно, качественным.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Как реализуется в детских садах Южного Урала ФГОС? Готовы ли к его внедрению воспитатели?

Коузова Е.А.: На поэтапное введение ФГОС давалось три года. Почему именно три? Потому что повышение квалификации педагогических работников в соответствии с законом об образовании в РФ должно осуществляться не реже, чем раз в три года. То есть мы обязаны обеспечивать педагогам такие условия, чтобы раз в три года они могли повышать свою квалификацию. Для того, чтобы перейти на работу по новым стандартам, конечно, нужно подготовить кадры. Мы пошли по сложному пути – готовили кадры только в очном порядке, никакой дистанционной заочной переподготовки не допускалось.

Егорова Л.Е.: По Челябинску более 70% педагогов уже прошли курсовую подготовку.

А что нового несёт этот пресловутый ФГОС?

Коузова Е.А.: На самом деле ничего такого принципиально нового, что бы отличало работу детского сада от предыдущей деятельности. Меняются технологии, теперь педагог работает с детьми в другом информационном поле. А сама ответственность от того, что меняются стандарты, конечно не изменилась.

Дети будут лучше подготовлены к школе?

Егорова Л.Е.: Подготовка к школе не есть цель дошкольного образовательного учреждения. Наша цель - подготовка ребёнка к жизни, его социально-коммуникативное развитие. Мы должны научить ребёнка общаться. А когда он владеет навыками общения, то, конечно, будет готов и к школе.

Ситуация с кадрами: остаётся ли дефицит воспитателей? Медработников? Нянечек?

Коузова Е.А.: У нас увеличивается количество мест в дошкольных организациях, увеличивается количество детсадов. Только за последние три года контингент посещающих детские сады, вырос сразу на 25 тысяч. Представляете, сколько должно прийти новых воспитателей?! Радует, что в систему приходят молодые специалисты. Средний возраст работников в системе дошкольного образования – 30-50 лет, есть и младше 30-ти. Радует и то, что увеличивается количество педагогов с высшим педагогическим образованием. Теперь у нас таких почти половина, в Челябинске и Магнитогорске больше.

Егорова Л.Е.: У нас заключены договоры с профессиональными университетами и педагогическими колледжами, откуда и приходят молодые педагоги. Мы не можем сказать, что у нас сегодня высок дефицит педагогических кадров. О нянечках: такой должности больше нет в детсадах. Есть помощник воспитателя или младший воспитатель. Да, мы испытываем дефицит в этих кадрах, особенно в новых районах. Что касается медиков, то медицинское обслуживание у нас в соответствии с законом об образовании отнесено к области здравоохранения. Детсады с компенсирующей направленностью (которые посещают дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья), оформляют лицензию на ведение медицинской деятельности и поэтому могут иметь в своих штатах медработников. В остальные садики медики приходят из районных поликлиник, из фельдшерско-акушерских пунктов и т.п. В штатных расписаниях таких садиков есть только инструкторы по гигиене.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Актуальна ли проблема дефицита мест в детсадах на территории всей области? Или страдает только Челябинск?

Коузова Е.А.: Сейчас в стройках в области 23 объекта дошкольного образования со средней наполняемостью в районе двух сотен детей. Каждое место стоит примерно 790 тыс. рублей. Такой расчёт сделан федеральным Минобром, не областным. Если в садике 200 мест, значит его строительство стоит почти 200 млн рублей. Нормативные сроки строительства одного детсада – не меньше года. Потом ещё надо получить лицензию на образовательную деятельность, а это тоже требует времени: ведь надзорные органы выходят принимать садик только после того, как он сдан в эксплуатацию. Поэтому пройдёт не менее двух лет с момента начала строительства и до того, как в садик пойдут дети. Мы стараемся открывать новые места малозатратными способами, т.е. это не строить новые, а перепрофилировать уже имеющиеся площади. Тогда стоимость одного места уже не 790, а около 100 тысяч рублей.

Какие районы области вообще не знакомы с проблемой дефицита мест в детсадах?

Коузова Е.А.: В небольших населённых пунктах всегда есть места в детсадах. Например, проблема вообще не стоит в закрытых территориях, в Пластовском, Кизильском, Кусинском, Нагайбакском, Увельском и Катав-Ивановском районах, в Златоусте. Проблемной ситуация остаётся в Ашинском, Аргаяшском и Сосновском районах. Есть некоторые проблемы в Чебаркуле, Миасс, Копейск. В Челябинске дефицит мест в детсадах пока сохраняется.

Егорова Л.Е.: Хотя мы практически решили проблему с устройством в садики детей от трёх лет до семи. Текущее комплектование происходит в ежемесячном режиме. В основном не хватает яслей, т.е. мест для младшего детского возраста.

Ранее ходили слухи, что семьям, которые не смогут получить место в детсаду, будет выплачиваться компенсация. Это действительно так?

Коузова Е.А.: Я поясню: это была инициатива некоторых депутатов Госдумы, причём давняя. Эту инициативу тщательно прорабатывало федеральное правительство и федеральный Минобр. Они пришли к выводу, что выплачивать компенсацию будет ещё дороже, чем строить детские сады. Поэтому пересмотрели бюджет и стали существенно больше денег направлять на открытие новых дошкольных детских мест в регионах. Но, кстати, у многодетных семей на самом деле есть право на компенсацию, если ребёнку больше полутора лет, а места в детсаду не предоставляют. За такой компенсацией следует обращаться в Минсоцотношений.

За что в садике вправе требовать деньги? А за что нет?

Коузова Е.А.: Бюджет обеспечивает садик средствами на фонд оплаты труда и учебные расходы (игрушки, мебель, дидактические пособия и т.п.) При этом учебные расходы составляют очень небольшой объём в финансировании образовательной организации. В пригородах этого минимума достаточно на учебные расходы, а в больших городах уровень притязаний самих родителей несравнимо выше. Поэтому и привлекаются дополнительные средства. И детсады вправе призывать родителей к оказанию добровольной помощи. Очень досадно, когда в региональное ведомство поступают жалобы типа «Почему в садике просят денег на туалетную бумагу?» Практически всегда подобные вопросы и жалобы поступают оттуда, где нет взаимодействия между родителями и педагогическим коллективом. Хочется, чтобы родители старались любые проблемы и конфликты решать сначала на месте – с воспитателями и заведующими.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах